Костёр 1989-04, страница 53

Костёр 1989-04, страница 53

ЧЕМПИОНАТ

Боевые задания четвертого тура? Вот они.

ШАХМАТЫ.

А. Белые: Kpf6, Фа2, Са7, Кеб; черные: КрЬ7, Са8.

Б. Белые: КрЫ, Фаб; черные: Kpdl, Cel, Kg6, n.d2.

Цель разведки: в обеих задачах (Николай Зиновьев, Усть-Каменогорск) объявить черным мат в 3 хода, причем в Б дважды.

Разъяснение обстановки: в Б дать мат в 3 хода — а) в приведенной позиции и б) — дать мат в 3 хода, переставив в ней белого короля с Ы на Ь2. А также иметь в виду, что черные пешки, как всегда, идут вниз, т. е. от восьмой линии к первой.

РУССКИЕ ШАШКИ.

А. Белые: аЗ, Ь2, cl, d6, el, е5, f2, h6; черные: а5, а7, Ь6, d8, f8, g7, h2.

Б. Белые: с5, el, еЗ, е5, g5; черные: аЗ, Ь4, сЗ, с7, g7.

Цель разведки: и в А и в Б (Н. То-ропов) доказать противнику, что спастись ему не удастся.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ШАШКИ.

А. Белые: 21, 24, 26, 37, 39, 48; черные: 6, 14, 18, 22, 23, 28.

Б. Белые: 47, 48, 50; черные: 39, 45.

Цель разведки: и в А и в Б найти пути к победе белых.

ЗАДАНИЕ РЕЗЕРВУ

Расставь фигуры — белые: Крс8, Лс7, /Н8; черные: Кра8, Kf6. Тебе поручается найти за белых такой ход, чтобы при любом ответе черных сразу дать им мат. Итак: объяви черному королю мат в два хода!

К ПРИЗАМ ВЕЛИ ОТВЕТЫ

В призовом туре Чемпионата-88 («Костер» № 10) решения боевых заданий такие.

ШХМ. А. В 4 хода мат не дается (1. Cb2 Chi! 2. СаЗ g2!), а дается в 5 — 1.Се5! Chi! 2.C:g3! Cf3 3.Cd6 и 4.Cf8. Б. Дается — 1. Kpd7! Кре4 2.JTd5! В. Дается — 1.Кра6! Ь2 2.Ch6! ЫЛ! (2... ЫФ 3. Cg7+Фb2 4. Lb6)

3. Cg7+^b2 4. JIf6! Г. Выигрыш — I.g5+Kpe7 2.g6 Кре8 3.Cd7+ (3.g7? Cf8!=) Kp:d7 4.g7. Д. Выигрыш — l.Cbl + Kpf6 2.Ce4 Kpe5

3.СЫ! (3.Cd5? Kpd6 4.c7 C:d5 5.с8Ф Ce6-f-=) 3...Kpd6 4.c7. E. Выигрыш —

1. Kpd3! Kcl + 2.Kpc4 Ke2 3.a4 Kg3

4.f6 Ke4 5.a5 (5.Kpd5? КсЗ+! б.Креб Kpg8 7. Kpe7 Kd5+ = ; 5...Kd6+ 6. Kpd5 Kc8 7. Креб. Плохо 1. Kpc2? Kpg7

2.Kpb2 Kpf6 3.Kp:a2 Kp:f5 — ничья. РШ. А. I.b2! 2.f6! З.Ь4Х. Б. Лишь

ничья: 1.е5 2.cl 3.f6 е5! 4.d2 5.h4 б.Ь8 fg7!= .В. I.g3! al 2.f4! 3.e7! f6 4.fg5!X. Г. I.b8 g3 (1... b6 2.g3 f4 3.hg5X) 2.d6 f2

3.d4! hgl (3... el 4.g3X) 4.Ь8Х. Д. Лишь ничья: l.d6 Ь4 2.d4 аЗ З.сЗ de7 4.c7 g7!= E. I.e5! h2 2.h6 gl 3.g3!!X. (Ho не l.gf6? h2!= или l.e5 h2 2.h8? gl 3.f2 h2! 4.d4 gl 5.e5 h2 6.f6 d6=).

MUI. A. 1.17! 2.21! 3.12IX. Б. 1.31! 2.42! 3.32X. B. 1.27! 2.45—40! 3.43!X. Г. 1.26 22 2.28!! 3.37! 40 4.5X. Д. 1.28! 6—11 2.27—21 12 3.13!X E. 1.28—22! (1.44—40? 31 = ) 2.21! (2.44—40? 12— 17 и 3...13=) 3.44—40X.

ИЗВЕСТНО И НЕИЗВЕСТНО

Посмотри на диаграмму — на ней три белые простые и черная дамка. И хотя ход белых, выиграть они не смогли бы. Ты согласен? Однако, известно, что с доски упала черная простая. И что, как это ни удивительно, но она позволяла белым одержать

победу. Неизвестно же, на каком поле эта простая стояла.

«Кто укажет это поле?» — спрашивает автор позиции В. Левицкий (Донецк). Среди верно ответивших будет разыгран приз.

ИЗ КЛАДОВОЙ ТЕОРИИ

В окончании «ферзь против ладьи» игрок, обладающий ферзем, всегда выиграет, если, разумеется, он правильно играет. Что же ему нужно делать? Оттеснить короля противника на край доски и добиться, скажем, такого положения —

белые: Kpf6, ФЬ5; черные: Kpg8, Лg7. Теперь смотри. Если тут ход черных, то ладья должна от своего короля отойти, и белый ферзь, объявляя шахи, выиграет ее. Например:

L.JIgl 2.Фе8+КрЬ7 З.Фе4+КрЬ8 (g8) 4.Фа8+Ко117 5.Фа7+;

l...JIa7 2.<Dd5+Kph8 (h7) З.ФЫ +

Подобным образом играют белые и при 1... Лс7, l..JIg3 и т. д. Если же в указанной позиции ход белых, то они передают его противнику так: 1 .Od5-f-

Kph8 (h7) 2.<Dhl + Kpg8 З.Ф115!

Такой путь к выигрышу предложил еще в XVIII веке великий шахматист того времени Франсуа Андре Филидор.

БЮРО САМОПРОВЕРКИ

Задачи в «Костре» № 2 решаются так. Чемпионат. ШХМ. А. 1.Фе7! Б. 1.Са2! РШ. A. I.g5! 2.d6!X. Б. I.cb4! 2. Ь2! 3.е5!Х.

МШ. А. 1.40! 2.20!Х. Б. 1.22 2.4 3.13!Х.

Для опытных разведчиков.

№ 1. 1.Кре4! d5+ 2.ed Kpd7 З.Фс7+. № 2. 1. Kfl! Kprhl 2.Ke3 Kf3 3JI:f3; или 1... Kg2 2.Кра2! Kp:hl 3.Kg3+; или 1... Kf5 2.Л:f5 Kpg2 3.Ke3-f.

ПРИКАЗ № 4

Я, главнокомандующий АРЧЕБЕКом, приказываю:

§ 1. О выполнении боевых заданий всем арчебековцам отрапортовать в течение двух недель со дня получения журнала.

Шахмат-адмирал Ферзьбери