Костёр 1989-05, страница 24

Костёр 1989-05, страница 24

В. ЛЯЛЕНКОВ

ПОВЕСТЬ-БЫЛЬ

Рисунки А. Голованова

Когда я был маленьким, дедушка часто рассказывал мне про войну. Служил он в Кантемировском корпусе ремонтником. Особенно запомнились мне его рассказы про знаменитую Курскую битву. Дедушка тогда был старшиной и, конечно, не мог знать всех подробностей сражения. Поэтому с ним вместе мы рылись в книгах, читали воспоминания знаменитых полководцев, часами рассматривали карты и схемы той страшной, героической поры. Так постепенно передо мной вставала картина великой битвы, быть может, решившей исход всей войны с фашизмом.

12 марта 1943 года приказом командования Кантемировский 4-й гвардейский корпус был переведен в резерв Ставки. Это значило, что корпус выводится на пополнение.

Кантемировцы погрузились в вагоны в городе Старобельске, который сами же и освобождали. В пути были долго. Днем часто стояли на по-лустанках. Только 1 апреля выгрузились — где же вы думаете? — в Касторном. Там, где корпус когда-то получил первое боевое крещение.

Дедушка, механик Колосов, лейтенант Никитин, Зобнин и Якин хотели съездить в Горшечное. Дедушка говорил: их тянуло туда, будто на родину. Такое странное чувство овладело ими. Но времени не было. Сразу же двинулись в сторону Старой Ведуги. Полторы недели бойцы отдыхали там. Вдруг 12 апреля всех подняли по боевой тревоге. Ротам, батальонам было приказано выстроиться повзводно. Потому что в каждой роте осталось по девять-десять человек.

Дедушкин взвод состоял из двух бойцов: он сам и пожилой механик Колосов. Стояли они рядом. Дедушка представлял из себя правый фланг, а Колосов — левый.

Лейтенант Никитин выстроил свои взвод: он сам, Якин, Зобнин и маленький боец Корольков. Этот Корольков числился в батальоне стрелков. Но в Красноармейском привязался к Никитину. Во время последних боев нигде не отставал от него. И Никитин выпросил его себе у комбрига.

День был солнечный и теплый. После переклички корпус выстроился в каре. Вынесли знамя. Замполит зачитал, кто представлен к награде. Награждены были все. Полковнику Шибанкову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Он был первым Героем Советского Союза в семье кантемировцев. Старшего лейтенанта Никитина наградили орденом Красного Знамени. Якин был уже младшим лейтенантом, его наградили орденом Красной Звезды. Дедушку и Колосова наградили медалями «За отвагу». Потом все отсалютовали в память погибших. Была минута молчания...

Дедушка говорил, что не только у него и у Колосова в ту минуту были слезы на глазах. И никто слез не стеснялся.

Каждый клялся сам себе в душе отомстить за погибших.

Ордена и медали не вручали, потому что не были получены.

Потом был зачитан приказ о дислокации корпуса. Бригады распределялись по деревням вокруг Старой Ведуги. Назавтра ожидалось пополнение. После команды «разойдись» всем бойцам выдали по праздничной порции вина. Повара приготовили вкусный обед.

После обеда остатки боевых бригад рассредоточились по деревням: в Стаднице, Гнилушах и в Ме-ловатке. Ремонтники обосновались в Старой Веду-ге, где находился штаб. Дедушка и пожилой Колосов поселились в домике старика и старушки, имевших двух коз. Старушка была приветливая

19