Костёр 1989-05, страница 38

Костёр 1989-05, страница 38

Интересно, что реконструкция, по описанию Платона, столицы атлантов очень напоминает архитектуру городов майя на Юкатане. Сходство удивительное, если учесть, что о городах майя Платон, конечно, ничего знать не мог.

Однако, самое знаменательное и любопытное заключается в том, что гибель Атлантиды Платона по времени как раз совпадает с окончанием последней ледниковой эпохи на севере Европы и Америки. Из диалогов «Тимей» и «Критий» следует, что Атлантида погрузилась около 11,5 тысяч лет тому назад. Именно тогда на севере Европы началось быстрое таяние покровных льдов четвертичного оледенения. На протяжении сотен тысяч лет льды, подобные гренландским, занимали всю Скандинавию, Кольский полуостров, Северное и Балтийское моря, временами продвигались к югу почти до Карпат и Альп, а на Русской равнине до широты Харькова и Воронежа. И вот за какие-то три-четыре тысячи лет эти льды полностью исчезают.

Интереснейшие данные принесло определение возраста Гольфстрима. Его воды проникли в Северный Ледовитый океан сравнительно недавно: возраст ила и песка, отложенного этим течением в северной Атлантике, не превышает 11 тысяч лет. Значит... до этого Гольфстрима не существовало, а может быть, и не могло существовать, если в Атлантическом океане тогда находилась суша — та самая Атлантида, о которой рассказывал Платон.

Сопоставив все эти удивительные совпадения, эстонский геолог (и атлантолог) Е. Ф. Ха-гемейстер предложила гипотезу, согласно которой именно погружение Атлантиды, начавшееся около 11,5 тыс. лет тому назад, открыло дорогу на север теплым водам Гольфстрима; они принесли тепло на север Европы и быстро уничтожили льды покровного оледенения.

Знаменитый советский геолог В. А. Обручев, которого иногда называют отцом советской геологии, в своих предположениях о роли Атлантиды

пошел еще дальше. В 1955 году он писал:

«Именно Атлантида была тем препятствием в северной части Атлантического океана, которое преграждало путь теплому течению Гольфстрим на север в Ледовитый океан. Появление этого препятствия в начале четвертичного периода вызвало оледенение вокруг северного полюса. Погружение Атлантиды вновь освободило путь Гольфстрима на север, и его теплые воды постепенно сократили оледенение вокруг Северного полюса, тогда как вокруг Южного полюса оледенение существует до настоящего времени».

Будет ли когда-нибудь найдена Атлантида? Я верю в это, как, вероятно, верил и Жюль Верн.

Сейчас установлено, что в местах предполагаемого погружения Атлантиды широко распространены лавы и пеплы недавних вулканических извержений. Извержения вулканов еще продолжаются и на дне океана и на Азорских островах, которые, может быть, представляют собой вершины гор утонувшей Атлантиды. Значит, судьба городов атлантов подобна судьбе Помпеи и Герку-ланума. Археологам недостаточно опуститься на дно Атлантического океана. Нужны необычайно трудоемкие и сложные раскопки на больших глубинах. Сейчас это задача невыполнимая. Но когда человечество справится с трудностями нашей эпохи, отстоит мир на планете и сможет расходовать больше энергии и средств на подводные исследования, оно, конечно, справится и с археологическими раскопками на дне океанов. Тогда могут быть раскрыты многие поразительные тайны нашей цивилизации, среди них и тайна Атлантиды.

Однако, возвратимся к проблеме «всемирного потопа»...

В геологическом истолковании «потоп» мог явиться прямым следствием гибели Атлантиды. И независимо от того, какие причины привели к погружению суши в Атлантиче

ском океане, независимо от того, существовала или нет цивилизация атлантов, вся последующая история человечества, начиная с истории народов Средиземноморья и Ближнего Востока, была, по-видимому, в немалой степени определена именно этими событиями. Если бы не погрузилась Атлантида, не родился бы Гольфстрим. Если бы не возник Гольфстрим, скорее всего, сохранилось, хотя бы частично, оледенение на севере Европы и Америки. Уровень Мирового океана был бы значительно ниже современного, климатические пояса и география планеты выглядели бы иначе, не возникла бы легенда о «всемирном потопе» и, вообще, цивилизация развивалась бы в ины)$ местах и, вероятно, иными путями...

Но произошло то, что произошло... Так не повторится ли в обозримом будущем «всемирный потоп»? Запасы льдов на планете достаточно велики. Если в результате перегрева атмосферы — за счет ли накопления углекислого газа, или за счет неумеренного производства человеческого тепла и энергии — льды начнут быстро таять, угроза4 нового «всемирного потопа» станет актуальной уже в следующем веке.

Корреспонденция в журнале «Шпигель» не фантастика... Таяние только гренландских льдов повысит уровень Мирового океана на 7—8 метров. Таяние антарктических льдов еще на 80—90 метров. Если оледенение полярных областей Земли исчезнет полностью, подъем уровня Мирового океана будет сопоставим с эффектом последней четвертичной трансгрессии. Возможные последствия трудно даже вообразить. Дело не только в значительном сокращении суши, в нарастании сейсмической активности, в глобальных климатических изменениях. Нарушатся все условия существования цивилизации, которые складывались на протяжении тысячелетий. Ныне подобную катастрофу еще в силах человечества предотвратить. Через двад-цать-тридцать лет может оказаться поздно...