Костёр 1989-06, страница 4

Костёр 1989-06, страница 4

В январе 1835 года в письме начальнику жандармов Бенкендорфу Пушкин просил о дозволении прочесть хранившееся в архиве дело о пугачевском восстании и сделать выписки «если не для печати» (поэт «ожидал цензурных, запретов), то «для успокоения исторической моей совести».

«Моя историческая совесть». Удивительные слова. Они говорят о том, что Пушкин видел в истории не просто науку, не только предмет изучения. Он чувствовал кровную связь с историей, ощущал, что токи исторической жизни проходят и через него. Мы часто употребляем фразу «каждый отвечает за себя». Пушкин обладал «ис-торической совестью», чувством ответственности, многократно усиленным: он отвечал не толь-ко за себя, но и за отца, и за мать, за деда и прадеда — за

О

весь свои славный род и через него — за всю страну.

Честность и благородство понимались не только как личное достоинство, но и как родовой фамильный завет прошлого. «Я,— писал поэт,— чрезвычайно дорожу именем моих предков,— этим единственным наследством, доставшимся мне от них». Предки Пушкина играли существенную роль в судьбах

« V I **

СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ Катя Макарова

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА Валя Олейников

У ЛУКОМОРЬЯ Наташа Маршенникова

СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ Катя Дмитриева

России, ибо старинный дворянский род Пушкиных уходил в столетия. В эпоху Петра укоренился в России выходец из Аф-

U

рики, который положил начало роду, названному Петром — Ганнибалами. В XVIII веке Пушкины и Ганнибалы породнились/«Родословная моей матери,— отметил Пушкин,— еще любопытнее. Дед ее был негр (на самом деле абиссинец — Н. С.), сын владетельного князька. Русский посланник в

J

Константинополе как-то достал его из сераля, где содержался он аманатом, и отослал его Петру Первому вместе с двумя другими арапчатами. Государь крестил маленького Ибрагима в Вильне, в 1707 году, с польской королевою, супругою Августа, и дал ему фамилию Га-нибал».

Поэт наш с постоянным вниманием относился к. обоим — пушкинскому и ганнибаль-скому — родовым истокам своей судьбы.

Уже старший сын арапа Петра Великого оправдает полученное от русского императора имя великого африканского полководца, станет выдающим-

U

ся героем русско-турецкой воины и в 1770 году завоевателем турецкой крепости Наварин. Когда мальчик Пушкин станет

лицеистом, то на Чесменской колонне, воздвигнутой в царскосельском парке, он увидит среди нанесенных на нее славных имен имя двоюродного деда.

Почти с самого начала все художественное творчество Пушкина сопровождается как занятиями историей, так и стремлением писать исторические сочинения.

Особое внимание Пушкина привлекал XVIII век. Тому было много причин. XVIII век оказался переломным, он был эпохой перехода от России старой, как часто говорят, древней, к России новой. Это было время, уже отошедшее в прошлое. Вместе с тем острые насущные вопросы исторической жцзни страны перешли из XVIII века в XIX. Многое, уже ставшее прошлым, несло все приметы современности, более того, постоянно обновлялось. I

Особенно это касалось развития русского государства и исторического бытия народа.

Именно в XVIII веке были люди, сконцентрировавшие в себе самую суть исторического становления России. Прежде всего это Петр Первый, Великий, как его называют обычно в нашей истории, царь, взявший на себя труд по переустройству страны