Костёр 1989-07, страница 43

Костёр 1989-07, страница 43

пробились в наш тыл за сутки километров на 25. Кантемировцы получили приказ задержать противника и уничтожить. Дедушка говорил, продвигались они колонной в сторону Краснокутска весь день. Впереди, слева и справа шли где-то бои. Перед дедушкиным тягачом, тащившем пушку, шла машина с зенитным пулеметом и его расчетом. А сзади — на «виллисах» — минометчики. Настроение у всех было тревожное. Штаб корпуса продвигался где-то правее по другой дороге. И дедушкина колонна должна была соединиться со штабной где-то в районе Краснокутска. Но так не получилось. К вечеру стало известно, что танки врага позади колонны перерезали дорогу. И ночью кантемировцы прибавили ходу — успеть надо было соединиться со штабной колонной у Краснокутска. Но передовые части немецкой танковой дивизии «Мертвая голова» прорвались к деревне Колонтаево, лежавшей на пути в Краснокутск. Захватили деревню и ждали дедушкину колонну. Дедушка говорил, что они об этом даже не догадывались. Начинало уже светать. Впереди и левее дедушка приметил какие-то строения и домики. И вдруг впереди колонны вспыхнуло пламя, прогремел взрыв. Началась стрельба. Сзади тоже начали стрелять. Вся дедушкина колонна оказалась «в мешке» немцев.

Пронеслась команда:

— Оставить машины! Рассредоточиться группами, пробиваться вперед!

Вот такую команду дедушка только и запомнил. И запомнил, что правее тягача из земли вырвался костер огня, лицо его обдало жаром. И больше он ничего не помнил. Спас его могучий Силаков. Он вытащил дедушку из кабины и понес на себе в сторону от дороги. Очнулся дедушка от боли. И понял только то, что он в сосновом лесу, вокруг него бойцы, а Силаков что-то говорит и перетягивает бинтом его плечо и грудь...

С группой человек в двадцать пробивался Силаков к своим. Когда отстреливались от врагов, Силаков клал дедушку на землю и стрелял. Только

через сутки они выбрались к своим. Так закончилась для дедушки битва на Курской дуге— двадцатого августа. А 23 августа ахтырская группировка врага была разгромлена. В этот же день к 12 часам дня был полностью освобожден город Харьков. Вечером Москва салютовала освободителям Харькова двадцатью артиллерийскими залпами из 224 орудий. Это был салют всем нашим войскам, победившим на Курской дуге.

Когда дедушку выписали из госпиталя, левая рука его совсем не работала. И дедушку демобилизовали. А Кантемировский 4-й гвардейский корпус вскоре отправили на пополнение. И уже в ноябре месяце он вновь возродился. И его отправили на фронт. Корпус освобождал Украину, Польшу. Громил фашистов на немецкой земле. Дедушка с гордостью говорил мне, что именно мотострелки 13-й бригады первыми прорвались к реке Эльба, где наши войска встретились с американскими.

Освобождали кантемировцы и город Дрезден. А закончили свой боевой путь в Праге, куда их срочно перебросили помочь восставшим против фашистов пражанам.

Сейчас 4-й танковый корпус называется Гвардейской Кантемировской дивизией. В расположении дивизии стоит на постаменте танк «Т-34» — «Кантемировец», прошедший с боями от Дона до Праги.

Каждый год 1 мая и 7 ноября кантемировцы участвуют в параде на Красной площади в Москве.

В заключение надо сказать, что Василий Якин был ранен под Житомиром, остался он без левой ноги. После войны жил в Воронеже. И приезжал к дедушке в гости вместе с Павлом Никитиным, которого называл уже Павлом Никитичем.

J /с

/f

Всякое новое изобретение неожиданно. Венгерский изобретатель «положил» холодильник-шкаф на пол, дверцей кверху. Получился холодильник-сундук. Выгода оказалась большой. Когда мы открываем шкаф, холодный воздух вытекает из него на пол. А откройте крышку сундука, холодный воздух так в холодильнике и останется!

Автомобильные аварии редки бывают забавными или смешными. Но одна такая авария произошла близ города Канзас-Сити в США. Перевернулась автоцистерна с пятнадцатью тоннами жидкого шоколада. Шоколад пролился на шоссе. Кроме бульдозера и снегоуборочной машины убирать дорогу были позваны мальчишки и девчонки. Каждый мог унести с собой столько сладости, сколько вмещалось в его ведро.

Техника вторгается в медицину. Вот-вот в хурургию придет знакомая нам всем застежка-молния. Канадские врачи, чтобы упростить повторные операции, предложили место пореза не зашивать, а на какое-то время ставить молнию. Больной поправился? Молнию убрали. Не поправился? Откроем молнию — посмотрим.