Костёр 1989-09, страница 28

Костёр 1989-09, страница 28

ся,

Ну, нетрудно сказал Петя.

догадать-Это бы

ла команда «ВЫЧТИ». Однако мне трудно привыкнуть к таким странным вычислениям.

— Мне осталось объяснить последнюю команду из СКИ команду «ОЧИСТИ», — сказал Плюсик.

Я думаю, — пошутил Петя, — что по этой команде ты берешь метлу и подметаешь полянку!

— Нет, нет! — загорячился Плюсик. — По этой команде я должен очистить стек от всех чисел, если они там есть. Если стек пуст, команда считается выполненной. Вот смотри, сейчас я выполню эту команду. — Он подошел к стеку и вытащил из него числа 5 и 10.

У тебя много работы сегодня? — спросил Конюх.

— Первый заказ, — отвечал математик, — от юных роботов из роботландского детского сада. Они хотят проверить математическое равенство 1 +2+ -(-3 + 4= 10. Вот их программа.— Плюсик поставил под деревом плакат (рис. 6).

Г

\

очисти

запомни 1 запомни 2

сложи

ЗАПОМНИ 3 СЛОЖИ ЗАПОМНИ 4 СЛОЖИ

рис 6.

ПРОГРАММА

команда

ттщ

ЗАПОМНИ 4

запомни £ слежи

ЗАПОМНИ 3

елвжи

ЗАПОМНИ 4 HI6

I шцШи к •<..

3 3

w

сложи

тЛытЛш

рис 7.

Когда с задачей ребят из детского сада было покончено, Плюсик прочитал условие второго задания, полученного им от Раскрашки:

Если купить 13 альбомов по 17 коп. и книгу за 1 руб. 35 коп., сколько останется денег от взятых на покупки 5 рублей.

К задаче Раскрашка приложил два листочка. На одном из них было записано арифметическое выражение для вычислений:

500—13X17—135

На другом — текст программы (рис. 8).

ПРОГРАММА

очисти

запомни

500

запомни

13

запомни

17

умножь

вычти

500-13 »7~ 135"

запомни

135

вычти

рис 8

Как Плюсик выполнил эту программу, можно проследить по записям Пети Кука (рис. 9).

прргрдимА

КОМАНДЫ

стек

очисти

г

ЗАПОМНИ 500 [

ЗАПОМНИ ЗАПОМНИ 17 УМНОЖЬ ВЫЧТИ ЗАПОМНИ 135 ВЫЧТИ

ш

V - ^^ С- • VfcC-^jgi -г»

lLi.it

ГШ вис

г—

1 ■'- 1 .-■ ■■' ■»

рис 8

рис 9.

Когда Плюсик стал рассматривать следующие задания, произошла заминка. Выяснилось, что программы к этим задачам отсутствуют.

— Друзья! — воскликнул Петя Кук.— Не расстраивайтесь. Задачи я пошлю в «Костер».

1. Конюх и Кукарача пошли на базар. Конюх купил 11 упаковок овса по 18 кг в каждой, а Кукарача — 7 пачек ванильных сухариков по 3 кг. В Робот-ландии килограмм овса стоит 35 коп., а килограмм сухариков — 88 коп. Сколько денег заплатили друзья за покупку?

2. Для покупки было отложено 10 рублей. Купили 27 тетрадей по 13 коп., 3 альбома по 41 коп. и книгу за 2 руб. 13 коп. Сколько денег останется после расходов на эту покупку?

▲ . ДУВАНОВ, Е. ПЕРВИН

Программа — это последовательность команд, которые выполняет робот, решая задачу, — пояснил Пете Кукарача. — Можно сказать, что программа — это запись алгоритма на языке, понятном роботу.

— Вы можете мне помогать, — обратился к гостям Плюсик. — Вы громко читайте очередную команду из программы, а я ее буду выполнять.

На полянке закипела работа, о которой в дневнике Кука остались следующие записи и рисунки.

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

Ваши письма с решениями задач мы отправили в Институт программных систем Академии наук СССР в Переславле-Залесском. Ученые проверили их и сообщили нам итоги.

Самым юным корреспондентом оказался первоклассник Марк Журавлев из Свердловска. Больше всего писем от пятиклассников и шестиклассников, ответы присылали и коллективы, целые классы. Большинство ответов — правильные.

Хорошие ответы прислали Дамир Валеев и Ильдар Хуснутдинов из Казани, Даша Плесовских из Тюмени, Леня Навлоцкий из Мурманска, Светлана Андреева из Тулы, Миша Богданов из Куйбышева, Оля Волошина из Благовещенска, Никита Гирин из Ленинска-Кузнецкого, Всеволод Ильющенко из Красноярска, Юля Рылкина из Томска и многие другие.

Победителями конкурса стали: Саша Никольско-Ржевский из Одессы, Лена Шадрина из Ижевска, Оля Солдатенко из Краснодара, Наташа Щеголь-кова из Ленинграда.

Победители приглашены в Международную детскую компьютерную школу, которая проходила летом в Переславле-Залесском. В этой школе ребята смогли поработать на компьютерах и хорошо отдохнуть.

Ваши следующие письма с решениями задач мы также будем отправлять в Институт программных систем.

7).

Выполнение программы (рис.