Костёр 1990-03, страница 28

Костёр 1990-03, страница 28

Венчал каждую церковь — крест, символ христианской религии. Если церковь была с несколькими куполами, то и крестов было несколько; когда их покрывали золотом, то под лучами солнца кресты сияли, «горели копьями Господа».

Путник, внимательно приглядевшись, мог по крестам, как по компасу, всегда правильно определить стороны света. Кресты одной стороной смотрят на восток, туда, откуда солнце встает, на восточной же стороне каждой церкви расположен алтарь. На западной стороне — притвор, главный вход, и кресты всегда повернуты к нему другой своей стороной.

Остановившись около церкви, путник мог определить, в какой стороне остался родимый дом, мысленно перенестись к родным, близким, помолиться об их благополучии и собственном пути.

На Руси храмы располагались столь часто, что когда из взгляда исчезала одна церковь, то вдалеке появлялись очертания другой, и вы могли путешествовать, не боясь заблудиться, как по морю плыть от маяка к маяку.

Строители самых красивых храмов перемещались из города в город, из государства в государство. Для работ над убранством церквей приглашали лучших плотников, каменотесов, художников. Люди не жалели сил, чтобы землю украшали храмы.

Герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Иван Северьянович Флягин о самых трудных минутах своего житья у кочевников в сте

пи вспоминал: «Зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь».

Древние зодчие строили храмы по образу и подобию человека. И вправду — приглядитесь к иной сельской церкви или монастырскому собору. Под самым высоким и потому самым большим крестом высится главный купол — как голова всему храму, под ним стены — как широкие плечи, оконца, как глаза, смотрят из-под сводов — строгих бровей. Уверенно и легко словно взлетает к небу колокольня, колокола на ней с голосом, понятным чеяовеку. От видения такого храма захватывает дух, сердце устремляется к нему.

Каждый храм, как весь мир. Вступая в него, ощущаешь причастность к Вселенной, соразмерность с ней. Потолки расписаны — как небеса. И каждый человек рядом с вами в храме — как друг, можно не бояться никого.

Храм Пресвятой Троицы в Троице-Сергиевой Лавре под Москвой создавался Сергием Радонежским, по выражению его жизнеописателя,— «чтобы постоянным взиранием на него побеждать страх перед ненавистною разделенностью мира».

И эта любовь, которая соединяет людей в храме, распространяется на живых и мертвых.

В церкви после рождения человека начиналось его принятие в лоно веры с обряда крещения, а после смерти провожался он в последний путь отпеванием.

23