Костёр 1990-03, страница 29Часто вокруг церквей возникали кладбища. Умершие как бы. находились рядом с живыми всякий раз, когда те посещали храм. Такие сельские погосты лучше любых слов напоминали часто неграмотным крестьянам о связи времен, поколений, о святости памяти по ушедшим. Русский философ Н. Ф. Федоров высказывал убеждение, что главная задача всех живущих на земле состоит в том, чтобы победить ненавистную каждому человеку смерть. Обретение бессмертия всех землян виделось ему в соборном единении под знаками любви, веры, надежды. И храмы, как то место, где ради этого всегда в сборе все люди, и ныне живущие и покинувшие мир земной, лучшие символы того, что в нас не умирает стремление к благородной цели: не дать погибнуть всему наследию человечества и каждому человеку дать уверенность в бесценности его жизни, веру в то, что его душа не исчезнет бесследно из бытия. Храмы — как страницы книги, которые писало человечество в своем противлении бедам, злу, насилию. Каждый храм посвящен какому-нибудь религиозному событию, устою вероучения или святому, то есть человеку, когда-то много и свято служившему во имя веры. Незабываемые явления христианской религии отражены в таких названиях, как храм Воскресения Христова, Преображенский храм. Сергиевские храмы названы в честь Сергия Радонежского, Петропавловские в честь апостолов Петра и Павла. «Под каждой могильной плитой лежит всемирная история»,— сказал великий Гете, определяя значимость каждой человеческой жизни. Так и каждый храм является свидетелем и памятником судьбы и истории твоего народа. Много войн прошло по миру, много неумных и злых людей рождалось на свете. Страдали от них и храмы. Вот как пишет летописец Нестор в «Повести временных лет» о разорении Печерского монастыря в Киеве набегом половцев летом 1096 года: «Безбожные же сынове Измаилеви высекоша врата монастырю и поидоша по кельям, высекаю- ще двери, и изношаху, аще что обретаху в кельи; посемь выжгоша дом святыя владычице нашея Богородице, и придоша к церкви, и зажгоша двери, яже к угу устроении, и вторыя же к северу, и влезше в притвор у гроба Феодосьева, емлюще иконы, зажигаху двери и укоряху бога и закон наш». В Древней Греции глупый честолюбец Герострат сжег храм Артемиды Эфесской, который его современники причисляли к одному из семи чудес света. На нашей Родине и нынче еще стоит много полуразрушенных, запущенных храмов. Но каждый из них достоин лучшей доли. Ведь в них венчались, вступая в брак, наши предки, чтобы дать жизнь другим поколениям; звучало под их сводами слово священника, призывавшего воинов к отпору захватчикам. Церкви становились оплотами духа борющегося народа. Самых видных героев и сынов Отечества хоронили внутри храмов. В Ленинграде, в храме Александро-Невской Лавры покоится прах Александра Невского, на Бородинском поле была воздвигнута, как храм, усыпальница полководца Багратиона, пока в Софийском соборе Новгорода был храм, над могилой великого русского поэта Державина теплилась, не угасая, лампадка. Наши современники тянутся к храмам. Чтобы восстановить их, услышать светлые слова о любви, труде, хлебе насущном. Не забывая о том, что у нас каждый человек сам выбирает дорогу в жизни, мы относимся с уважением к тем, кого она ведет в храм. Гонорар за этот материал автор передает в фонд восстановления церкви Казанской Божией Матери в городе Зеленогорске
|