Костёр 1991-03, страница 4

Костёр 1991-03, страница 4

В те времена на пятнадцать рублей можно было купить крестьянский дом и двор, и лошадь, и корову...

Почетное это было звание — аптекарь. Ведь знали они таинство, не ведомое никому — скрытую силу лекарств, вылечивающих от болезней! Они были почти волшебники, эти старые аптекари...

Сами же аптеки были заведениями таинственными. Они были и лабораториями, откуда выходили порой великие химики, и мгпенькими фабриками, где из трав и кореньев, собираемых особыми людьми — травниками, готовились чудесные лекарства. Аптеки и домом служили для аптекаря, так что в любое время колокольчик мог вызвать его к посетителю.

Дзинь-нь-нь!—будил аптекаря ночью настойчивый звон и выходил он, заспанный, в ночном колпаке...

Но мы забежали вперед. Ведь это уже страничка аптечной истории из времен царя Петра Первого.

В сущности, кроме тех двух, в России не знали аптек. За лечебными травами, кореньями, маслами и мазями бедные и богатые шли на рынки в зеленные лавки.

И даже царь Петр первые настоящие аптеки увидел только за границей. Очень они ему

понравились. Строили их в центре больших городов, роскошные, как дворцы. Из Амстердама государь привез целый Естественно-исторический кабинет с описаниями аптекаря Альберта Себы, не пожалев на него огромной суммы — 10 000 гульденов!

Вернувшись домой, Петр узнал, что каким-то зельем-снадобьем из зеленной лавки отравился знатный боярин Салтыков. И умер. И Петр повелел зеленные лавки закрыть, а открыть аптеки — на манер западных. И выписать аптекарей оттуда же. А чтобы не везли они с собой лекарственных припасов, развести в России аптекарские огороды. Там выращивать лекарственные травы. Чтобы дело делалось с толком, пригласить из-за границы уче-ных-ботаников. И медикам во

всех училищах обязательно ботанику преподавать, чтоб разумение имели. И книги врачебные на русский язык переводить.

Аптекам же, как заведениям государственной важности, царь жаловал особые аптечные гербы. Удостоилась такого герба и построенная в конце XVI11 века дворцовая аптека в дачном городе русских царей — Петергофе под Санкт-Петербургом.

Давно это было. Сколько войн прошло с тех времен! Где тут сохраниться старинным гербам и аптекам?

Как вдруг:

«Петергофская дворцовая аптека»,— прочитала я на углу старого одноэтажного дома в городе Петродворце, что под Ленинградом, на улице Советской.

— Да это же та самая старинная дворцовая аптека в Петергофе! И улица раньше называлась Дворцовой...

Сюда-то я и вошла. Тут все, как в старые времена. За стеклами стенных шкафов поблескивают старинные склянки, пузырьки и бутылки из-под лекарств всех форм и размеров, разноцветные и прозрачные, * выпуклыми буквами на стеклянных боках. В буквах этих, сейчас непонятных, свой смысл.

Во многих городах появились уже свои аптеки. И у каждой свое имя и своя «фирменная»

посуда. И через десятилетия по сохранившейся склянке, как по визитной карточке аптекаря, можно было узнать, откуда лекарство и от кого.

Имена разных аптек были и на забавной баночке из-под зубного порошка с царским двуглавым орлом на крышке, и на коробочке из-под горчичников, и на старых-престарых рецептах. Такая вот аптечная реклама.

И вдруг мне стало грустно. Вспомнились невольно наши современные аптеки. Безымянные, безликие. Уставленные батареями неотличимых баночек и бутылочек. Где утерянная слава аптекарей?

Нет! Слава аптекарей жива.

Ведь и эта старинная аптека работает сейчас как современная: тут продаются и делаются отнюдь не музейные лекарства. Музеем ее сделали настоящие аптекари — и бывшая заведующая аптекой, Жанна Васильевна Выжлецова, и фармацевты — так теперь называют аптекарей — Алла Сергеевна Афанасьева и Татьяна Николаевна Мущинина. И архитектор Анатолий Иванович Акмен, по старым книгам и чертежам восстановивший облик старинной аптеки и даже костюмы аптекарей. Между прочим, раньше аптекарями были только мужчины, а сейчас — только женщины...

И ребята и взрослые создателям музея помогали — приносили экспонаты. Здесь есть и подлинные вещи, принадлежавшие когда-то дворцовой аптеке Петергофа, и вещи из позабытых аптек из других городов. Многое могут рассказать эти старые аптечные вещи. И многому научить.

Дзинь!

Не звони, колокольчик! Может быть, аптекарь занят. Может быть, в современной лаборатории он пытается отгадать рецепт утерянного еще в средние века знаменитого лекарства от всех болезней — терьяка? А может, изобретает такое лекарство, о котором и не мечтали древние аптекари?

Т. ВОЛЫНКИНА Рисунки В. Аникина Фото Б. Гесселя