Костёр 1991-06, страница 33

Костёр 1991-06, страница 33

ж

1. ШКАТУЛКА ДЛЯ ИМПЕРАТРИЦЫ

Два раза горел тульский оружейный завод...

И решили построить новый. Да и технологию на заводе пора было менять на более современную.

Придумали проект завода. Мечтали не только оружие делать, но и металлический товар для честного народа самый

Если взглянуть на узоры на платье, они будто из драгоценных разноцветных камней. Но это — украшения из стали. Разноцветную сталь умели делать тульские мастера, гранили сталь, словно агаты или изумруды, удивляли иноземцев секретами великого мастерства...

разный. Но для постройки завода были нужны деньги и немалые.

Пошлем гонцов к матуш-ке-императрице, она денег даст!

Проект Екатерина 11 одобрила, но насчет денег ничего не сказала.

Решили напомнить императ-

Т. Волынкина

рице о себе подарком. Да не простым, а с намеком. Поручили эту работу лучшему из мастеров Андрияну Суханову.

И вот подарок готов. Большая стальная шкатулка. Придирчиво оценили ее мастера: все как надо сделал. Воронение, золотая насечка, брильянтовая огранка. А на крышке... проект завода! Здания, переходы, площади. И еще были там две фигурки: мужская с молотком и щипцами и женская с атрибутами царской власти.

— Гляди-ка, императрицу изобразил внизу крышки, а оружейника вверху посадил. Лихо! Получается, что наш брат важнее императрицы.

— Так-то оно так, а вдруг разгневается она? И вместо денег всех накажет?

Призадумались мастера: нежелательный поворот событий. И придумали ход: вложили в шкатулку шахматы собственного изготовления. Знали, что императрица очень любит эту игру.

Приняла подарок Екатерина II, похвалила. А в деньгах все же отказала. Посчитала, что и одного оружия, которое продолжал выпускать старый, наполовину сгоревший завод, для ведения войн хватит. А все прочее — излишества...

...Прошло два столетия. Давно умерла Екатерина II. И хранилась подаренная ей шкатулка в Эрмитаже.

В блокаду в Эрмитаж попала бомба. Разрушила Каретный сарай, где спрятали шкатулку. И залило бесценную шкатулку водой.

Конечно, воду вылили. Шахматы тщательно протерли и высушили. Но через многие годы та вода напомнила о себе: шахматы стали разрушаться и гибнуть...

В реставрационной лаборатории Эрмитажа я удивилась, услышав жужжание бормашины. Но это реставратор Михаил Александрович Федоров полировал деталь от пешки. Оказывается, каждая шахматная фигурка из шкатулки импе

ратрицы состоит из многих деталей. Конь с русалочьим хвостом, король, офицер, еще не разобранные, ждали своей очереди. Только я протянула руку, чтобы взять и поближе рассмотреть чудесные фигурки, как услышала вежливое:

Лучше не трогать. Со временем отпечатки пальцев проявляются и дают коррозию.

Коррозия — это ржавчина. Вот так одним движением можно свести на нет всю кропотливую работу реставратора.

Как врач, он сначала ставит диагноз: шахматы больны! У них облезло воронение, потускнела драгоценная насечка, не играет брильянтовая огранка. Как лечить?

На столе у реставратора современный микроскоп и ювелирные инструменты. Над столом на кронштейне толстенная лупа. На особой подставке маленький токарный станок — в пятьсот раз меньше обыкновенного.

Все это и много чего еще нужно Михаилу Александровичу для работы. Он и токарь, он и слесарь, и полировщик, и кор-розионист, и кузнец, и ювелир... Человек-завод!

Есть у современных масте-ров-реставраторов инструменты, о которых и мечтать не смели тульские златокузнецы. Есть такие же золотые руки и верные глаза. Но нет Андрияна Суханова. И не у кого спросить: «Из какого железа ковалась шкатулка и шахматы? Чем и как полировали? Как делали насечку и огранку?»

Ответы разгадывает Михаил Александрович. И от того, насколько они верны, зависит жизнь бесценных фигурок.

Смотрите, какие шахматы! Как играют брильянтики на хвостах у коней, как сверкают короли и пешки!

Вот и вся история о шкатулке для императрицы. Ее сделал один мастер, спас другой. Вместе они подарили людям чудо: неповторимые шахматы и шкатулку, второй которой в мире нет.

28