Костёр 1991-07, страница 39

Костёр 1991-07, страница 39

Спилберг, умеющий удивлять

В воскресный день 27 мая 1984 года в США одновременно в 1687 кинотеатрах страны начал демонстрироваться новый фильм режиссера Стивена Спилберга «Индиана Джонс и Храм судьбы». Финансовый результат однодневного показа перекрыл все рекорды американского кино: фильм принес астрономическую сумму в 934 760 долларов!

Он вошел в десятку самых кассовых фильмов мира за всю историю кино.

Кто же он такой — Стивен Спилберг?

Режиссер, волшебник и маг экрана, который сумел понять тягу современных зрителей к чуду, приключению и сумевший в своих фильмах создать удивительный мир фантазии, где выдуманные герои и выдуманный мир обладают такой притягательностью, какую не встретишь в обыденной жизни.

Первый фильм — «Дуэль» Спилберг поставил в 1971 году, когда ему было всего 24 года. В 1975 году он ставит страш-ный-престрашный фильм «Челюсти» (по одноименному роману Питера Бенчли). В основе сюжета — история поединка троих смельчаков с акулой-людоедом. Специально для «Челюстей» Спилберг попросил лучших ученых и инженеров сконструировать электронную модель гигантской акулы. Модель стоила несколько миллионов долларов! Зато те, кто видел на видеоэкранах это чудовище убедились: электронная акула стоит таких денег. Полностью возникает эффект

живого страшилища! «Челюсти» также стали «кассовым боевиком».

Большой популярностью у американских подростков, да и у советских тоже, пользуются фильмы Стивена Спилберга о неустрашимом Индиане Джонсе. Актер Харрисон Форд, сыгравший этого героя, сегодня известен не меньше, чем Дмитрий Харатьян или Михаил Боярский. Его герой и в воде не тонет, и в огне не горит, и с врагами расправляется, и самолет умеет пилотировать, и даже разбирается... в древних письменах! Спилберг то отправляет Индиана в Индию, то в Египет, то к фашистам в Германию. Но из всех поединков отважный герой выходит победителем. И его приключения не бесцельны. Он, как и другой популярный детский герой Том Сойер, ищет, например, клады. Но, исключительно с научной целью. Ищет и находит. Взрослые кинокритики весьма снисходительно отно-

Л ' • • v . .

сятся к фильмам Стивена Спилберга. Сам режиссер отвечает им так: «Кино ведь снимаешь ради того, чтобы в определенный момент зрительный зал встал и завопил от восторга, причем именно тогда, когда ты это задумал».

Есть еще один фильм Стивена Спилберга, который многие зрители называют «самым

добрым фантастическим фильмом». Одновременно он стал и самым кассовым фильмом, сделав сборы в размере

8,4 миллионов долларов, сверхпопулярный «Е.Т.»,

которого иногда еще называют «Инопланетянином». Спилберг охотно использует в картинах космическую тему, но в «Е.Т.» космические дела соединяются с делами земными. И главным сюжетом картины стали отношения детей-землян и пришельца с далекой планеты, облик которого придумал знаменитый мастер спецэффектов Карло Рамбальди.

«Е.Т.» разрушил все представления о том, каким может быть сказочный герой. Он некрасив, не похож на человека, но обаяние его настолько велико и настолько он беззащитен перед взрослыми «дядями и тетями», что он сразу стал любимцем детворы. Повсюду продавались его куклы, изображения, а сам он стал символом самых добрых чувств, которые только может вызывать кино. Как и в сказке, в фильме Спилберга все заканчивается хорошо, но самое главное, что дети и «Е.Т.» подружились, а дружба, как говорил герой фильма «Золушка», «помогает иногда совершать чудеса». И если бы меня спросили: для кого фильм «Е.Т.»? Я бы ответил: для всех — и больших, и маленьких! Официально фильмы Спилберга не относились к разряду достижений «большого кино». Лишь в прошлом году за виртуозный звукомон-таж фильма «Индиана Джонс и последний крестовый поход» его создатели получили приз «Оскар» — самую престижную награду в мире кино...

С. ИЛЬЧЕНКО