Костёр 1991-12, страница 24

Костёр 1991-12, страница 24

ЗВЕЗДА

СМЕРТЬ АЛЕКСАНДРЕ) КАЛИОСТРО

Из современного разговора: — Вы знаете, в нашем го-

Щ

гастролирует заезжии экстрасенс. Так говорят, он видит человека насквозь и «за

ряжает» зуоную пасту.

— Это что! А вот у нас есть знакомый маг — так он по кончику шнурка от ботинок говорит, кто чем болен. А уж от сглаза спасенье только v него.

V ;

— Ну вы подумайте! И откуда их столько развелось? Раньше, вроде, не было столько...

Были, были во все времена и у всех народов кудесники. Шарлатаны и талантливые люди — всякие. Они будоражили

V ^

умы, вызывали восхищение и зависть. Взять, к примеру, блистательного авантюриста графа

■ ■ 1

Калиостро.

Итак, век восемнадцатый.

КУДЕСНИК И ТОЛПА

В Париже верили, что Калиостро может превращать любой металл в золото и владеет жизненным эликсиром. В Курляндии он предсказывал будущее с помощью хрустальных шаров. В Берне предлагал правительственному совету посредством уксуса и селитры растопить швейцарские ледники, чтобы добыть скрытые в горах сокровища. В Лондоне — ну что за фантазия! — обещал осветить город морскою водою, которую он превратит в масло для уличных фонарей...

Говорят, одна маркиза, у которой Калиостро часто обедал, спросила: «Сколько вам лет?» — «Я родился через два столетия после великого потопа»,— очень серьезно отвечал граф. Часто вместо ответа на вопрос он рисовал эмблему: змею, держащую во рту яблоко, пронзенное стрелой. Это означало — мудрец должен хранить в тайне свои знания.

И потому встречавшиеся с ним люди оставляли в своих дневниках записи типа этой: «Калиостро знает все доступные человеческому уму науки; он умеет превращать металлы

к. шШ^к

ш

ч

из одного в другой и особенно в золото... Расстояние для него не существует, потому что он легко может переноситься в отдаленнейшие страны, употребляя на путешествие лишь несколько часов». (Тихоходный XVIII век! В наше время сказали бы: в несколько мгновений.)

Так бы, возможно, и затерялись следы Калиостро в пыли европейских дорог, если б не отважился граф на один поступок. Он решил посетить Санкт-Петербург.

ТРИ ЦАРСТВА ЗА ПЕТЕРБУРГ!

В Петербург тогда стреми лись многие иностранцы, про славившиеся в Европе. Непри вычная для малых стран рос

кошь российского императорского двора пленяла воображение. Во главе государства стояла известная своей просвещенностью Екатерина II. Быть представленным ей почиталось за великую честь. Многие приезжали в этот город, чтобы его покорить. Потому что тогда покорить Петербург уж точно значило покорить весь мир.

Риск, конечно, был. Слава многих искателей приключений лопалась в русской столице, как мыльный пузырь. Однако игра стоила свеч. Даже пережить скандал в Петербурге — это что-то да значило.

Перед Петербургом Калиостро остановился в столице Курляндии Митаве (ныне — латвийский городок Елгава). Кур-ляндцы даже захотели избрать его своим герцогом, до того он

0 Ч

19