Костёр 1992-02-03, страница 17

Костёр 1992-02-03, страница 17

гл уб ин ы веков, или один в поле

ВОИН

...«Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти, и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются — один с тысячью, а два — со тьмою».

Так удивлялись мужеству дружины рязанского воеводы Евпатия Коловрата мурзы и санчакбеи войска татарского. И сам Батый не сдержал восхищения: «Если бы такой вот служил у меня,— держал бы его у самого сердца своего».

Но почему, забыв о своем

J 1

родном, мы с таким старанием пытаемся познать чужое?.. Почему мальчишки играют во дворах в «каратистов» и «ниндзя», но никогда — в былинных русских богатырей...

Однажды я познакомилась с ребятами московского Национального клуба славянских единоборств и его руководителем Александром Беловым. А то, что увидела на сцене — работу со щитом и мечом, огромной и тяжеленной дубиной, феерический каскад бросков,

общеродовое,

ударов, обманных движений — не было похоже на уже привычные каратэ и ушу.

— Борьба на Руси развивалась в двух направлениях,— сказал Белов,— аграрное (например, Валесова или гороховая борьба) и воинское направление. Наша задача их реконструировать, создать некий сплав. Славяно-горицкую борьбу мы по праву называем русской борьбой, потому что она не конкретизирует какое-то отдельное направление. Ведь не существует «японской» борьбы — есть каратэ, айкидо, дзюдо... А вот если соединить их вместе, то получилась бы «япон-

J

екая» славяно-горицкая борьба. Конечно, сейчас очень трудно в полном объеме и естественно восстановить русскую борьбу и те элементы, которые мы знаем. Когда мы привозим их из экпедиций, они обрастают модификациями. Короче,— это современный стиль борьбы, организованный и построенный на традициях.

— Неужели мы все-все успели ^ позабыть и потерять?

— Забыли и потеряли действительно многое, кое-что и безвозвратно. Ведь в летописях, былинах, сказаниях, если дается описание боя, то сама «техника» не раскрывается.

Одним из самых древних состязаний на Руси была борьба, носившая название «тризна». Название это происходит от похоронного обряда, составной частью которого был и рукопашный поединок. Бились бойцы на кургане, а целью схватки было не уступить вершину под натиском противника.

— Раз мы начали разговор с параллели с восточными единоборствами, то приведу такой факт: считается, что классных мастеров кунг-фу в Древнем Китае начинали воспитывать, когда те только пытались сесть в люльке. Первая тренировка проходила примерно так: люльку медленно толкали на стенку — ребенок сначала пугался, а потом срабатывал инстинкт самозащиты, и он сам начинал встречать стенку руками. Так в нем воспитывали боевую реакцию... И у нас в Древней Руси княжич уже с трех лет сидел

в седле. В княжескую дружину брали самых сильных и ловких мальчиков шести-семи лет. Они проходили целый курс воинских наук и уже в отроческом возрасте становились настоящими воинами.

— А вот еще пример. В рус

ских летописях за 993 год впервые упоминается техника боя СВИЛЯ. Свиля — это система подготовки бойцов к схватке с превосходящим по численности противником. Подготовленный воин, не отрывая обеих ног от земли, принимал около 130 (!) различных положений корпуса. Уходя от ударов саблей, он мог буквально сложиться назад пополам.

В княжеских дружинах в задачу воинов — гридей — входило спешивать вражеских всадников. Для этого гридь прыгал позади всадника, чтобы сбросить его наземь. Или же выбивал врага из седла ударом ноги в прыжке. К высоте лошади прибавьте высоту всадника (а попасть желательно в голову или грудь) — вот вам и высота прыжка с ударом — 2 метра и выше! Сравниться в таких прыжках могут только мастера таэквондо (корейский вид борьбы): исторически сложилось так, что корейские воины должны были уметь наносить удары ногами на такой высоте, на какой могли выбить рыцаря из седла. Работа ногами в высоких прыжках До сих пор отличительная особенность таэквондо.

Ну, а что касается «разбивания предметов» в восточных единоборствах и тому подобных явлений, то в них сила удара подкрепляется направленным потоком внутренней энергии. Существовала такая «психотехника» и в Древней Руси. Вспомните наши былины: богатыри любили корчевать деревья или старались оторвать край стола. Это так называемая борьба «на щипок», где одной голой силой не обойтись! К сожалению, ее секреты полностью утрачены, и сейчас мы с ребятами активно ищем источники, или хоть какие-то зацепки, по которым мы сможем ее реконструировать.

Д ОЛЬГИНАГ мастер спорта СССР

13