Костёр 2004-03, страница 20Академия xyjvmec лв журнапа «Ко ciep» ПУТЬ КРАСОТЕ Основной закон изобразительного искусства — это закон цельности. Он означает, что все теля от главного и детали одежды почти отсутствуют. Ничто не отвлекает зри- морщинис- детали в картине подчинены главному и неразрывно взаимосвязаны с ним. Цельность, общая согласованность всех частей произведения — это и есть гармония, красота. И художники всегда ищут свой путь к ее отображению. Для достижения цельности композиции картины всегда важен подбор деталей, необходимых для воплощения главной идеи художника. Рассмотрим и сравним, например, два замечательных шедевра портретного искусства. Посмотрите на «Портрет стари- Рембрандт. «Портрет старика в красном» ка в красном» великого голландского художника Рембрандта Ван Рейна. Таинственный теплый свет выхватывает из полумрака фигуру неизвестного нам старика. Нам не ясно, в каком помещении происходит действие и чем знаменит герой портрета. Подробности обстановки того лица и тяжело сомкнутых, опущенных рук. Поэтому так притягивает взгляд внимательных печальных глаз, устремленный на нас. Темный, поглощающий фигуру мрак, и напряженно-красный цвет накидки старика вызывает неясное ще-мяще-тревожное чувство. Все в картине подчинено передаче ощущения глубокой тишины, окружающей одинокого старого человека. Не внешняя, а внутренняя духовная красота становится главным содержанием портрета. Художник, отказываясь от лишних деталей, создает удивительно лаконичный и цельный художественный образ. Но случается, что подробные детали становятся необходимы автору. Создавая «Портрет графини Орловой», замеча- /» В. Серов. «Портрет графини Орловой» ражен каждый предмет интерьера, каждая деталь наряда. Цельность в этом портрете достигается необходимостью каждой детали и взаимосвязанностью их тельный русский художник Ва- изображения. Эти подробности лентин Серов увидел неразрывную связь своей героини с окружающим ее миром вещей. Все предметы, наполняющие пространство картины, внимательно отобраны художником, словно дорогое обрамление для изоб- не препятствуют, а помогают создать более глубокий и многообразный психологический портрет личности. Добиться единства своего произведения помогают художникам знания законов и спосо- ражения экстравагантной хозяй- бов композиции, о которых мы ки аристократического салона. Роскошная гостиная знатной и будем дальше говорить. Даже если вы не собираетесь стано-дамы высшего света. На стенах виться художником, эти знания пригодятся вам для лучшего восприятия изобразительного в золотых рамах старинные полотна. Резной столик, на нем изысканная ваза. Лепной узор, искусства. Ведь очень важно не украшающии светлые стены. Массивная темная шляпа и тяжелая меховая накидка подчеркивают изящество стройной, напряженно сидящей фигуры. На зрителя обращено утонченное, высокомерное лицо, немного отстраненный, капризный взгляд «самой элегантной женщины Петербурга». У Серова тщательно подобран и виртуозно изоб- только видеть то, что изображено на картине, но и сочувствовать, сопереживать художнику, понять его сокровенные мысли, воплощенные в красках. Петр Лернер, член Союза художников России
|