Пионер 1955-10, страница 65

Пионер 1955-10, страница 65

В октябре 1905 года

Когда началась первая русская революция, я был всего на несколько лет старше вас. Шёл мне тогда двадцатый год. Я работал слесарем в мастерских Казанской железной дороги.

Для всех нас 1905 год был особенным годом. Сотни тысяч рабочих и крестьян поднялись на борьбу с царём, фабрикантами и помещиками. Лопнуло наше терпение.

Мне довелось быть не только свидетелем этой революции, но и участником её. В те годы я был уже членом партии. Вместе с другими большевиками под руководством Московского комитета я подготавливал забастовку у нас, на Казанке.

Было это в октябре 1905 года. Революция всё нарастала. Она охватывала город за городом, провинцию за провинцией. Забастовки вспыхивали то в одном, то в другом месте. У нас в Москве тоже всё кипело. Бастовали булочники, слесари, печатники. Бюро нашего железнодорожного союза постановило начать забастовку всего Московского железнодорожного узла.

6 октября состоялось собрание группы большевиков у нас, на Казанской дороге. Мы решили объявить забастовку 7 октября

Поздно ночью вернулся я домой. Спать не мог. Всё думал о том, как соберётся народ. Выйдет ли котельная, за неё мы опасались больше всего. Что будут делать мастера, когда раздастся гудок в необычное время? GO

А жандарм Смерницкий? Не догадывается ли он о наших планах?

Утро 7 октября началось в мастерских обычным порядком. Мы с моим другом слесарем Коротковым пришабривали подшипники. На душе было тревожно. То один, то другой выбегал на канаву 1 и посматривал на часы, висящие там.

Подошёл бригадир Шумилов, посмотрел смазку подшипников у Короткова и у меня.

— Готово. Навесить! — коротко приказал

Я положил шабер, вытер «концами» руки, на ходу ответил: «Сейчас навесим!» — и снова выглянул на канаву.

Стрелки часов наконец-то остановились на двенадцати.

— Ваня, звонок! — крикнул я Короткову.

Короткое побежал в соседнее «стойло» —

место, куда ставят паровоз для ремонта. Вскоре властно прозвучал звонок. Он звал рабочих на канаву. Мы бросились в кузницу.

— Всем идти сейчас же в сборку, на канаву! — призывали мы, переходя от одной группы к другой.— Выходи-н-н...

Многие рабочие уже знали о забастовке. Они бросали работу и поднимали за собой других.

Постепенно затихло могучее дыхание гор-

1 Участок мастерской с прорытой в земле канавой, где передвигалась по рельсам электрическая тележка. размещающая паровозы для ремонта.