Пионер 1956-03, страница 50Демон (сидящий). М. Врубель. (Третьяковская галерея). этого ему было мало: по воскресеньям ходил к Репину па уроки акварели. Для него не существовало ничего, кроме искусства. Его не смущала необходимость ходить в старом пиджаке, не тяготило месяцами длившееся безденежье, он отказывался от встреч с приятелями, от развлечений и отдыха. Мысли и желания, «посторонние искусству», не имели доступа к его душе. «Врубель меня радует,— писал о нём Чистя «Несётся конь быстрее лани». Иллюстрация Врубеля к поэме Лермонтова «Демон» (Третьяковская галерея). 46 ков,— что-то топкое и строгое в то же время начинает проявляться в его работах». Весной 1884 года из Киева в Петербург приехал профессор А. В. Прахов и обратился в академию с просьбой указать ему художника, который сумел бы возглавить работу по восстановлению росписей древней Кирилловской церкви, построенной в двенадцатом веке. Чистяков указал на молодого Врубеля. Врубель без колебаний согласился. В Киеве он восстанавливал пострадавшие от времени стенные росписи и писал новые композиции в духе древних фресок на тех местах, где уже ничего не сохранилось. Эта работа, связанная с присталь- • ным изучением замечательных памятников византийского и древнерусского искусства, по-новому обогатила его. Осенью 1889 года Врубель переселился в Москву. Первой картиной, которую он здесь создал, был «Демон». Врубель страстно любил Лермонтова, в особенности поэму «Демон». Образ Демона проходит через всё творчество художника как большая, самостоя- |