Пионер 1956-03, страница 49Автопортрет. М. Врубель, ВОЛШЕБНАЯ КИСТЬ (К 100-Л ЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М. А. ВРУБЕЛЯ) Юноша с тонким взволнованным лицом склонился над листком почтовой бумаги. Перо быстро-быстро бегает по строчкам. Письмо к лучшему другу, сестре... Ей поверяет он свои мечты, впечатления, планы. «...Приглянулся мне... один старичок: тёмное, как старый медный пятак, лицо, с выцветшими желтоватыми волосами и в войлок всклокоченной бородой; закоптелая, засмолённая белая с чёрными полосами фуфайка кутает его старческий с выдавшимися лопатками стан; лодка его внутри и сверху напоминает оттенки' выветрившейся кости; с киля •—■ мокрая и бархатисто-зелёная, как спина какого-нибудь морского чудища... Прелестная лодка. Прибавь к ней лиловато-сизо-вато-голубоватые переливы вечерней зыби, перерезанной прихотливыми изгибами глубокого, глубокого рыже-зелёного силуэта отражения. Рыбак сидит на полу привязанной к берегу лодки, ноги свесил за борт и предаётся вечернему отдохновению». Как точно видит этот юноша, с какой цепкой внимательностью вглядывается он в окружающее! Мир для него наполнен красками, тончайшими переливами нежных и ярких тонов, игрой солнечных бликов, ускользающими переходами теней и полутеней. Он жадно хочет захватить, объять весь этот ярко звучащий мир и запечатлеть в своих набросках, этюдах, картинах. Юноша над письмом — художник, замечательный художник Михаил Врубель. Ещё совсем маленьким мальчиком, лет пяти — шести, он полюбил рисовать. В своих ребячьих рисунках он изображал сцены из до-* машней жизни и с не свойственной возрасту серьёзностью мог подолгу перелистывать журналы с изображениями картин прославленных мастеров живописи. Однажды в Саратов, где жила семья Врубелей, привезли большую копию с фрески Микельанджело, великого художника эпохи Возрождения. Отец повёл девятилетнего Мишу посмотреть её. Мальчик, поражённый, долго рассматривал картину. Его с трудом удалось оторвать от неё, а дома он по памяти с величайшей точностью, во всех подробностях воспроизвёл сложную композицию со всеми характерными фигурами. В 1880 году Врубель поступил в Академию художеств, где его учителем стал знаменитый педагог П. П. Чистяков, которого высоко ценили крупнейшие русские художники Суриков, Репин, Поленов, Серов. Чистяков учил молодёжь пристальному наблюдению натуры. Каждый мазок, каждый штрих должен выявлять форму предмета: ничего лишнего, надуманного, приблизительного, всё должно быть строго сверено с натурой. Врубель занимался без устали. Его настойчивость в академии чуть ли не в пословицу вошла. Он работал по двенадцать часов в день с коротким перерывом на обед. Но и 45 |