Пионер 1956-03, страница 51гельная тема, отражающая его думы и чувства. Ранний врубелевский Демон был навеян поэмой Лермонтова. Перед нами юношески прекрасный образ, полный сверхчеловеческой мощи и гордого одиночества. В глазах светится жгучая печаль. Скорбно сплетённые пальцы сомкнутых рук выражают душевную скованность. Кажется, что Демон не в силах подняться, не в силах преодолеть своей тоски. Врубель нашёл какие-то особо выразительные средства, чтобы создать этот фантастический образ. Картина не так уж велика, а фигура Демона кажется подавляюще огромной. Может быть, это впечатление достигается тем, что Демон как бы не вмещается в поле картины, а может быть, преувеличенной, подчёркнутой лепкой мускулов. Тело Демона словно высечено из горных пород. Кажется, он сам огромен, как скала. Окутывающая колени Демона ткань глубокой, чистой синевы; исполинские, небывалые цветы; пламенеющие полоски заката на тёмнолиловом небе — во всём стихийная, величественная красота. В отличие от других произведений Врубеля, посвящённых той же теме, эту картину принято называть «Демон сидящий». Позднее, в последние годы своего творчества, Врубель написал «Демона поверженного». В этой картине сказалось то чувство тревоги и трагического напряжения, которое владело в то время художником. Картина была уже на выставке, а Врубель приходил по утрам, до посетителей, и всё дописывал её, главным образом лицо. Ему хотелось ещё и ещё усилить выражение гнева в этом лице. Низвергнутое с высоты тело распростёрто на горных вершинах. Могучие крылья сломаны. Сгущается мрак. Холодные отблески .заката озаряют венок на голове Демона и вечные снега. Но Демон, изломанный, разбитый, не побеждён. В глазах, искажённых гневом и страданием, всё ещё светится «с небом гордая вражда». Тут сказалась близость к лермонтовскому Демону, хотя в целом трагический образ, созданный Врубелем, далёк от лермонтовского Демона — могучего, прекрасного и свободного, такого, каким сам Врубель изображал его раньше, в своих ил- «Уныло japa перед ним Коня походного держала...» Иллюстрация Врубеля к поэме Лермонтова «Измаил-Бей» (Третьяковская галерея). люстрацнях к юбилейному изданию сочинений великого поэта. Над этими иллюстрациями Врубель работал почти в то же время, что и над картиной «Демон сидящий». Иллюстрации сделаны чёрной акварелью, но кажется, что они цветные: так тонки и богаты переходы от светлых тонов к тёмным. Вот где проявился замечательный талант Врубеля-акварелиста! Больше всего иллюстраций у него к поэме «Демон». К лучшим из них относятся: «Пляска Тамары», «Несётся конь быстрее лани», «Демон в келье Тамары», «Мёртвая Тамара». Легки и плавны движения пляшущей Тамары, горяч и стремителен танец юного грузина. А над всей этой красочной сценой, дышащей неподдельной радостью и весельем, высится смутная фигура Демона, охвачен- 47
|