Пионер 1956-04, страница 4

Пионер 1956-04, страница 4

В шкафах его рабочего кабинета собрано около двух тысяч томов. Не только политические и научные труды, не только богатейшая справочная литература находятся здесь. В первом шкафу, слева от входа, тесно прижавшись друг к другу, стоят томики художественной прозы и стихов, Пушкин и труды о нём, певцы русской природы — Тютчев, Фет...

Самые нужные и наиболее дорогие сердцу книги Владимир Ильич держал у себя под рукой. Среди них на двух этажерках-вертушках, сделанных по его чертежу,— «Справочник партийного работника», «Толковый словарь» Даля. Тут же подарок Георгия Димитрова — болгаро-французский словарь — и любимое детище Ленина, ещё не переплетённый «План ' электрификации РСФСР».

Рядом с русскими книгами — иностранные... В одной из анкет Владимир Ильич написал, что английским, немецким, французским владеет «плохо». Что это за «плохие знания», можно судить хотя бы по такому случаю. В 1920 году сюда, в кабинет, пришли гости — французы, члены социалистической партии. И вот Владимир Ильич посадил рядом с собой Елену Дмитриевну Стасову, хорошо знавшую французский язык, чтобы она в случае необходимости помогла ему.

Полтора часа длился разговор с гостями. Ленин расспрашивал и рассказывал товарищам о многом...

-— В течение всей беседы,— вспоминает Стасова,— мне пришлось подсказать Владимиру Ильичу лишь два — три слова.

Книжные шкафы, настольная лампа — свет её смягчён скромным матерчатым абажуром — всё это могло быть и в кабинете учёного... Но комната, где работал Ленин, меньше всего походила на тяхие кабинеты, от которых и пошло слово «кабинетный» —■ оторванный от жизни, замкнутый. В кабинете Ленина кипела жизнь.

До предела насыщен был рабочий день председателя Совнаркома. Утром, войдя в кабинет, Владимир Ильич просматривал почту, телеграммы с фронтов и тотчас же подходил к карте — одной нз дех испещрённых его пометками карт, что висят на стенах и сейчас. Нередко вслед за тем на фронт летел приказ или распоряжение Ленина.

Вот он, стол, за которым работал Ленин.

Простые письменные принадлежности, два ножа, которыми Владимир Ильич разрезал адресованные ему письма. Вот длинные ножницы; если они лежали на бумагах, это означало, что бумаги нельзя трогать. Вот клей в баночке с высокой пробкой; Владимир Ильич называл его «гуммиарабик с носиком». Бланки и конверты Совнаркома, бумага жёлтая, шероховатая, ,б\\мага тех трудных лет.

БОЛЬШАЯ ЖИЗНЬ

Рабочий кабинет Владимира Ильича Ленина.

4