Костёр 1960-08, страница 39

Костёр 1960-08, страница 39

ТМШЧА МЕТР©

N Рисунки К. Савкевич

В июне 1910 года состоялся первый полет самолета русской конструкции. Его построил инженер Яков Модестович Гаккель — в будущем создатель тепловоза, академик, крупный русский ученый. О тон, как создавался самолет, вспоминает дочь Якова Модестовича, профессор Ленинградского Института инженеров железнодорожного транспорта ЕКАТЕРИНА ЯКОВЛЕВНА ГАККЕЛЬ.

Всю зиму, вернувшись со службы, папа до глубокой ночи просиживал за письменным столом и что-то чертил, и считал, и писал.

Весной, когда выехали на дачу в Лева-шево, он нанял большой сарай и устроил в нем мастерскую. Все свободное от службы время — по вечерам и по воскресеньям — он пропадал там.

*

Папе помогает его друг — Михаил Васильевич Егоров. Он и спит здесь, в мастерской. В уголке стоит его кровать, стол с чертежами и книжная полка.

Что такое самолет? Какие-то странные штуки из бамбука, немножко похожие на этажерку, только значительно больших размеров. А под этажеркой лежит на спине папа. Мы видим только его ноги. Аккуратно зашнурованные ботинки торчат носками вверх, а голос звучит совсем глухо.

Разговор идет очень странный — какие-то элероны, шасси, фюзеляж. Михаил Васильевич спорит — никто, никогда фюзеляж ничем не обтягивал, а папа отвечает: «для всего был когда-нибудь первый раз» — и дальше что-то уж совсем непонятное о воздухе, который должен обтекать.

Но Михаил Васильевич, очевидно, понял, потому что он вдруг обрадовался и начал рас* суждать с папой, из чего сделать обтяжку*

*

л»

В сентябре вернулись в город. Самолет, видно, тоже переехал: папа сначала догова^-ривался по телефону о ящиках и подводах, а потом стал говорить вместо: «Я пошел в мастерскую»— «Я пошел в ангар».

Прошла еще одна зима. И опять он чертил и считал, и разговаривал о двигателе и о винте. А когда солнце уже хорошо грело, он предложил маме и нам сделать маленькое путешествие.

Очень долго ехали в трамвае и на поезде, шли пешком и, наконец, увидели большое поле — «Аэродром».

Ангар оказался тоже сараем, только больше, чем на даче, и стружек в нем почти не было, а в середине стоял самолет — совсем готовый, с крыльями, как у птицы.

Вечером я долго не могла уснуть и по-» звала маму.

— Когда самолет полетит?

— Как только найдется летчик.

— А что такое летчик^

38