Пионер 1956-04, страница 6

Пионер 1956-04, страница 6

Здесь же, в кабинете, произошла встреча Ленина с английским писателем Уэллсом. За столом, где стояли свечи,— на случай, если погаснет электричество,— Владимир Ильич развивал перед приезжим план электрификации всей страны. Недоверчиво слушал Ленина автор фантастических романов Уэллс. Он видел разрушенную, голодную страну. «Россия во мгле» — так назвал он впоследствии свою книгу. Он не мог и представить, что ленинские мечты в скором времени сбудутся.

Каждая вещь в кабинете Ленина по-своему интересна. Напротив стола, над диваном, портрет Карла Маркса, подаренный рабочими Петроградского Совета. Питерцы хотели поднести его Ленину в торжественной обстановке, но он услышал об этом и, взяв портрет, сказал: «Считайте, что вы уже мне его подарили». Так и стоит он сейчас, как напоминание о том, что Ленин не терпел чествований и славословий.

В ЗАЛЕ ЗАСЕДАНИЙ

В длинном зале, где и сейчас заседает Совет Министров, под стеклом стоит простое деревянное кресло с плетёным сидением. На кресле табличка: «Кресло, на котором сидел В. И. Ленин во время заседаний СНК, СТО и Политбюро с 1918 по конец 1922 года».

Те, кто бывал на этих заседаниях, помнят, как вёл их Ленин. Он не терпел опозданий и сам никогда не опаздывал. Докладчику обычно давалось десять минут, а выступающим — две — три минуты. Ленин сам проверял время по часам и говорил иногда: «Закругляйтесь... Я и так дал вам лишние полминуты».

Выступления должны были быть строго деловыми, обязательно с конкретными предложениями. Повторений общеизвестных истин Ленин не любил. «Пошёл доказывать, что Волга впадает в Каспийское море»,— недовольно говорил он про таких докладчиков.

Каждое дельное предложение выслушивалось на собраниях внимательно, и все дела решались коллегиально — сообща, по решению большинства.

На снимке вверху — библиотека в квартире Ульяновых. В ней было около двадцати тысяч томов. Внизу — комната Ленина.

6