Пионер 1956-04, страница 7

Пионер 1956-04, страница 7

Курить на заседаниях запрещалось. Но иные завзятые курильщики не выдерживали, прятались за большую изразцовую печку в кабинете Ленина и курили там в отдушину. Ленин, конечно, знал об этом и, приступая к голосованию, иной раз спрашивал, лукаво прищурясь:

— А как голосуют запечных дел маете-, ра?

В КВАРТИРЕ ЛЕНИНА

Коридор связывает кабинет с квартирой Владимира Ильича. В 1918 году, когда Ленин только переехал чсюда, в коридоре была аппаратная, стояли телефоны...

Через переднюю, где висят трости Владимира Ильича и зонтик Надежды Константиновны, мы входим в скромную квартиру Ульяновых. Единственная роскошь её — ослепительная чистота и обилие книг: в домашней библиотеке Владимира Ильича было около двадцати тысяч томов.

На стенах, оклеенных светлыми обоями, фотографии близких. В столовой фотографический портрет матери Владимира Ильича — Марии Александровны, которую Ленин так горячо любил.

За большим столом в столовой обедали редко. Вечером Владимир Ильич часто ужинал на кухне, чтобы никого не беспокоить. Всё здесь говорит о быте более чем скромном: шкаф с незатейливой посудой,

покрытый клеёнкой стол... Клара Цеткин вспоминает, как она застала однажды Ульяновых за столом. На столе был чай, чёрный хлеб, только для гостьи отыскали варенье. А ведь люди со всех концов страны слали «гостинцы» любимому Ильичу, но он сердился на эти подарки и отдавал их больным товарищам и в детские дома.

Жили Ульяновы очень экономно. Как-то В. Д. Бонч-Бруевич, управляющий делами Совета Народных Комиссаров, попытался увеличить Ленину оклад, но Владимир Ильич не только отказался от этого, но даже вынес выговор Боич-Бруевичу.

...И вот мы в комнате Владимира Ильича, где он жил до самого переезда в Горки. Уже больной жил он в этой комнате, но всё здесь приспособлено не для отдыха, а для работы.

На синем сукне стола книга, присланная Ильичу учёным К. Тимирязевым, тут же труд И. Степанова об электрификации РСФСР — автор благодарит Владимира Ильича за то, что его «засадили» за работу и он нашёл в ней своё призвание. Рядом лежат «Памятная книжка строителя» и немецко-русский словарь с надписью: «Дорогому Володе от любящей его Маняши» — так обычно называли в семье сестру Ленина Марию Ильиничну.

Возле кровати, застеленной стёганым одеялом, стоял пюпитр, на нём, даже лёжа в постели, работал Владимир Ильич. Здесь диктовал он свои последние статьи. И не двойная дверь, охранявшая от шума больного Ленина, не «докторская», где сидели врачи, запоминаются нам на прощание. Не о болезни Ленина думаем мы, а о том, как одолевал он слабость и болезнь, как до последних дней вершил он свой огромный труд на благо народа, на благо всего человечества.

Кухня в квартире Ул ья новых.