Пионер 1956-07, страница 35П вот всё кончилось. Умерла Саския, Рембрандт осиротел. Разно ведут себя люди в горе-: одни долго не могут взяться за работу, другие оглушают себя тяжким трудом. Рембрандт был прежде всего художником. Он служил искусству, и оно не давало ему углубляться в горечь тоски. Он работал, работал неустанно. Можно заметить только, что большая часть офортов, сделанных в первые годы его вдовства,— пейзажи: ему не сиделось в опустевшем доме; он уходил за город и писал. Скоро на Рембрандта обрушилась новая беда: он разорился. И дом и все любимые вещи, картины, статуи были проданы с аукциона. С этого времени он уже никогда не смог вернуть ни богатства, ни благополучия. А вслед за этим пришло самое горькое: картины Рембрандта перестали нравиться. От картин теперь требовали ярких красок, приятных сюжетов, изящных образов, изысканных форм, бездумной и лёгкой красоты и пышности. Богачам не нужен стал капризный и упрямый художник, который пишет такие мрачные, горестные картины. Мрачные? А художник любил свет и писал свет. И тот свет, который проникает в подземелье к заключённым, и тот, который падает с неба на скорбную картину распятия. Свет дня и свет ночи, свет солнца и свет факелов. Нет, Рембрандт не был мрачным, он был человечным, но этого уже не хотели понимать. И даже это не сломило Рембрандта. Через одиннадцать месяцев после смерти Саскии он пишет её посмертный портрет. Пишет портреты своих друзей и лучший из лучших — портрет Яна Сикса. Он не сдаётся до конца; в этом его величайший жизненный подвиг. Притча о блудном сынеУ одного человека был сын. Став взрослым, он выпросил у отца свою долю наследства и уехал в дальние края. Блуждая по свету, он промотал состояние в пирах и веселье и забыл про старика-отца. Скоро он впал в такую бедность, что сделался простым пастухом и, голодая, завидовал свиньям, которых досыта кормили желудями. Тогда только он вспомнил про отца. Он задумал вернуться домой и сказать отцу: «Недостоин я быть твоим сыном, возьми меня хоть в работники». Но когда, измученный, истомлённый, он робко приближался к дому, дряхлый отец вышел ему навстречу п сю слезами протянул к нему слабые, старые руки. «Оденьте его в лучшие одежды! Заколите тучного тельца и прд1готовкте всё для богатого пира, ибо мой сын умер и воскрес, пропадал и нашёлся». Такая трогательная притча есть в библии. Она стала темой одной из последних картин Рембрандта, «Возвращение блудного сына». Эта жемчужина мирового искусства принадлежит Ленинградскому Эрмитажу. Знаменитый бельгийский поэт Эмиль Верхарн в 1913 году приехал с женой в Петербург. Больше всего он стремился увидеть эту картину. Вот что говорит о ней Верхарц: «Поклонившись Рубенсу и Ван Дейку, мы наконец направляемся к Рембрандту... Мы подходим к самому замечательному в мире творению Рембрандта... Я знаю «Доброго самаритянина»; я знаю «Учеников в Эммаусе»; я знаю «Еврейскую невесту». Все эти холсты отмечены печатью верховной красоты. Но «Возвращение блудного сына» — величайший и наивысший шедевр. Пребывание перед лицом подобного творения потрясло нас, выступившие на глазах слёзы мешали нам смотреть... Ах, кто сумеет выразить жест, нежный и покровительственный жест отца? Кто передаст словами выражение про£ветлённостд и сострадания на его лице? А сам блудный сын? С продранными башмаками на натруженных ногах, в лохмотьях, отверженный, с трудом добрался он до дому и едва находит силы, чтобы вымолить прощение... Эрмитаж полон прекрасных французских, итальянских, испанских холстов, но лучезарное видение Рембрандта заслоняет все остальные шедевры». Умер Рембрандт 8 октября 1669 года. 3. «Пионер» № 7.
|