Пионер 1988-03, страница 17

Пионер 1988-03, страница 17

ся. Но до недавнего времени получалось так: завод-то наш, а управляет им директор со своими помощниками. Да и директор не полновластный хозяин, над ним еще министерство. Он получает распоряжения, сколько чего нужно сделать, сколько рабочих, инженеров, техников должно быть на заводе, сколько денег в зависимости от должности, профессии он имеет право им платить.

Передовым заводам, которые выполняли и перевыполняли план, на следующий год план увеличивали, а заводам отстающим - нет. Задумается иной директор: стоит ли в передовиках ходить, нужно ли устанавливать новые станки — с ними ведь хлопот не оберешься?

Конечно, тот, кто работал лучше, получал больше. Но намного ли? Нередко получалось, что фотография передовика красуется на Доске почета, а зарабатывает он всего на 30—40 рублей больше, чем его сосед по станку, который кое-как норму успевает выполнить. Кому же это понравится, кому прибавит сил. старания?

Отсюда и возникали ситуации, которые каждому из вас наверняка приходилось видеть: экскаваторщик роет котлован, а трое или четверо рабочих стоят рядом и смотрят, как он это делает: полчаса стоит и урчит мотором машина, а шофер в это время разговаривает со своими друзьями, груды разбитого кирпича лежат на строительных площадках; новенькие, но уже неисправные тракторы без дела стоят на колхозных дворах...

Почему так происходит? Потому что землекопы все равно получат свою зарплату, шоферу не придется платить из своего кармана за напрасно потраченный бензин, строителям— за разбитый кирпич, трактористу — за состарившийся раньше срока трактор.

Как же сделать, чтобы нерадивость стала невыгодна?

Еще лет двадцать тому назад появилась идея бригадного подряда. Вернее сказать, не появилась, о ней просто вспомнили.

Издавна по русской земле бродили из деревни в деревню артели (сейчас бы мы их назвали «бригады») плотников, каменщиков, землекопов, словом, мастеров на все руки. Приходили в деревню, спрашивали, кому новый дом поставить или хлев для скота или погреб вырыть или колодец. Если находился желающий, артель подряжалась выполнить его заказ. Уславливались о цене.

Артельщики работали дружно— у них был общий интерес: скорее закончить работу, получить заработанные деньги и идти искать работу в другом месте. Они старались выполнить свое дело на совесть, чтобы о них хорошая слава шла по округе. Были такие подрядные «бригады» и в городах.

А почему бы и в наше время такие бригады не организовать? Эта мысль впервые пришла строителю — Владиславу Пахомовичу Серикову, ныне Герою Социалистического Труда. Конечно, построить современный многоэтажный дом— не то что деревенскую избу поставить. В такой бригаде каждый должен быть мастером на все руки. Когда стены возводят, все помогают каменщикам или монтажникам, когда приходит время отделывать помещение, каждый должен уметь выполнять малярные работы и так далее. Строители заранее знают, сколько денег они получат, когда завершат работу. А когда они ее завершат, зависит от них самих.

Так спрашивается: выгодно или невыгодно в такой бригаде работать кое-как, тянуть время? Конечно, невыгодно! Да и не станут в такой бригаде держать лодыря или «мастера-ломастера». Поговорят с ним по душам раз, другой, а если не поможет, то скажут напрямик: «Ты нам, дружок, не нужен, ищи себе работу в другом месте, мы найдем вместо тебя другого, настоящего рабочего».

Хорошим рабочим бригадный подряд по душе. А выгоден ли он государству и всем нам? Не буду убеждать словами, приведу конкретный пример. Не так давно бригада Героя Социалистического Труда В. Затворницкого завершила строительство огромного. двадцатидвухэтажного дома в Москве. По плану его полагалось построить за десять с половиной месяцев. Бригада управилась за полгода. Кому же не хочется получить квартиру на четыре с половиной месяца раньше, чем ожидалось?

Только вот не все строители согласились перейти на бригадный подряд. Почему? Да потому, что строят они дома из материалов, которые делают на заводах: кирпичных, железобетонных, цементных, деревообделочных. Привозят им детали на автомобилях, принадлежащих автокомбинатам. А там свои порядки (а иногда и свои беспорядки). То везут панели, из которых дома собирают, одну за одной -девать некуда, то за весь день ни одного панелевоза не дождешься... Панели есть— нет цементного раствора... Никакой бригадный подряд не поможет при такой организации дела. Нужно, чтобы и рабочим заводов, которые обеспечивают строительство, было выгодно работать так, как полагается. Чув-

Ф