Пионер 1988-03, страница 56

Пионер 1988-03, страница 56

кто что изобрел

Три закона для роботов

Интересно, кто придумал роботов? Полагаешь, ученые-кибернетики? Ничего подобного. Придумал роботов... художник чешский художник Йозеф Чапек, человек, очень далекий от техники...

Дело было в 1920 году. Брат Йозефа, известный писатель Карел Чапек, задумал пьесу о механических людях, которые поднимают бунт против тех. кто их создал (эту пьесу можно прочитать в пятитомнике Чапека — она называется «Р.У.Р.»). Но он никак не мог изобрести слово, которым можно было бы назвать таких механических людей. Своими затруднениями Карел поделился с братом, и тот сказал: «Назови их роботами». Так родилось слово и вошло во все языки мира.

Описывая роботов, восстающих против своего создателя-человека, научная фантастика первой половины XX века отражала то смешанное чувство восхищения и страха, которое внушал людям возникавший на их глазах мир современной техники — мир механических созданий, могучих, но бездушных, одинаково способных и на добрые и на злые дела. Ощущение страха, долгое время казавшееся преувеличенным, сейчас оживает вновь, разбуженное цепыо недавних катастроф и грозным призраком ядерно-космическо-ком-пьютерной войны.

Но есть в научно-фантастической литературе и другие роботы. Создателем их был американский ученый и писатель Айзек Азимов. Роботы Азимова тоже совершают поступки неожиданные, на первый взгляд непонятные, а иногда и пугающие. Однако в конце концов все разъясняется загадочные действия азимовских роботов. оказывается, логически вытекают из тех правил поведения, которые заложил в них человек. Первый Закон роботехники гласит: «Робот не может причинить вреда человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред».

По этому закону строится все поведение роботов. Они должны повиноваться командам человека, но это всего лишь Второй Закон, он действует лишь в тех случаях, когда такие команды не противоречат Первому. Даже стремление к самосохранению, предусмотренное Третьим Законом, отступает для робота на задний план, если ради выполнения Первого или Второго Закона он вынужден жертвовать собой.

Законы роботехники, придуманные Азимовым,— ответ тем фантастам, кто опасался бунта машин против людей. Но их можно толковать и шире. Если подумать, они не что иное, как законы поведения очень хорошего человека, который стремится делать людям только добро (Первый Закон!), готов подчинять свои интересы интересам общества (Второй Закон!) и способен на самопожертвование во имя блага человечества (Третий Закон!). Когда таким законам станут следовать и люди, и машины, творения человеческого разума никогда не будут использованы против самого человека.

И последнее— о слове «роботехника». Это слово придумал я, когда двадцать лет назад переводил на русский язык книгу Азимова «Я, робот».

Сейчас эта отрасль стала реальностью, ее называют «робототехникой» — может быть, с точки зрения словосложения оно и правильнее, но мне все-таки кажется, что мой вариант звучит лучше. Не зря же науку о минералах мы называем не «мииералологией», а минералогией...

А. ИОРДАНСКИЙ