Пионер 1988-06, страница 62

Пионер 1988-06, страница 62

Ш/ШшШш

ШАХМАТНАЯ ГОСТИНАЯ

«В Новых Васюках,— пишет Ося Б.,— шахматные занятия всегда начинаются в шахматной гостиной. Дедушка Бендер садится за самовар в виде ладьи и начинает рассказывать всякие истории для поднятия боевого шахматного духа. Вот некоторые из них».

Все первые

В конце 1940 года трем ведущим гроссмейстерам был задан вопрос: «Кто сильнейший шахматист мира?». Они ответили.

Алехин: «Алехин».

Решевский: «Решевский».

Файн: «У меня создается впечатление, что Файн».

И только на вопрос, кого они считают шахматистом № 2, гроссмейстеры ответили единодушно: «Ботвинника».

Хороший игрок

— Скажите, маэстро, как я играю? — спросил у Капа-бланки один из участников сеанса одновременной игры.

— Неплохо,— ответил чемпион мира.— Но почему вы не сделали ни одного хода конями?

— А я не знаю, как они ходят...

Побеждает молодость

На международном турнире в Петербурге в 1914 году гроссмейстер Блэкберн выиграл

орогис юные и будущие шахматисты! Предлагаем вам продолжить знакомство с записями семиклассника Оси Б. из Новых Васнжов.

у своего коллеги Гунсберга.

— Молоды вы еще со мной играть,— шутливо сказал после партии 72-летний победитель 60-летнему партнеру.

«Из Гостиной шахматисты разбегаются, кто в Бюро, кто в Мастерскую. Там мы работаем до седьмого пота»,— пишет Ося Б.

МАСТЕРСКАЯ БУДУЩИХ ГТОССМЕЙСТЕРО^^^^^

Времена меняются

В конце прошлого 1987 года болельщики с любопытством следили за необычным матчем— «женщины против мужчин», проходившим в Бельгии. Два замечательных советских гроссмейстера — М. Чибурда-нидзе и Н. Гаприндашвили и две ведущие зарубежные шахматистки — венгерка Ж. Полгар и П. Крамлинг из Швеции сыграли матч в два круга с четырьмя «смелыми» мужчинами — двумя гроссмейстерами и двумя международными мастерами.

Еще даже четверть века назад подобный матч вряд ли представлял какой-нибудь интерес — мужчины играли гораздо сильнее. Вспомним историю. С давних пор шахматы считались исключительно мужской игрой. Правда, в арабской легенде упоминается красавица Динарам, соображавшая лучше своего мужа-визиря и подска

завшая ему однажды правильный ход. Но было это очень давно (если вообще было), где-то в IX веке. А в начале нашего столетия участие женщины в шахматном турнире или даже сеансе одновременной игры становилось сенсацией.

Борьбу за шахматную эмансипацию начала в 20-х годах чешская шахматистка, первая чемпионка мира Вера Менчик, которая не только играла в мужских турнирах, но и нередко побеждала гроссмейстеров и мастеров. Хорошо известна история с «клубом Веры Менчик», созданным в 1929 году, куда вошли и, понятно, с большой неохотой капитулировали перед чемпионкой Эйве, Решевский. Рубинштейн, Тартаковер, Султан-Хан, Земиш, Мизес и другие известные шахматисты. Когда однажды неоднократный чемпион Бельгии Колле проиграл Менчик, он очень переживал. Покидая зал, воскликнул: «Неужели женщина меня победила? Мне было бы легче, если бы я проиграл три партии мужчине!»

Времена меняются, меняются и нравы. Термин «женские шахматы», всегда имевший какой-то покровительственный или даже пренебрежительный оттенок, начинает потихоньку исчезать из употребления. Да и переживать мужчины тоже как-то перестали. Сначала Нона Гаприндашвили, затем Майя Чибурданидзе доказали, что они