Пионер 1989-02, страница 25

Пионер 1989-02, страница 25

I |ПЕПДИОРАМА ^ПИОНЕРА»

ТШ

ЗА
ПИРЕНЕЯМИ

«Фашисты могут пройти по стране, проламывая себе дорогу лавиной металла, ввезенного из других стран. Они могут продвигаться с помощью изменников и трусов. Они могут разрушить города и селения, пытаясь держать народ в рабстве. Но ни один народ нельзя удержать в рабстве.

Испанский парод встанет против них, как он всегда вставал против тиранов».

Это написано полвека назад, в феврале 11)39 года, когда Испанская республика доживала последние дни. Написано великим американцем Эрнестом Хемингуэем, который хорошо знал Испатно и, по его собственному признанию, любил ее «после родины... больше всех стран на свете...».

Свыше двух с половиной лет испанский народ мужественно противостоял натиску мятежных генералов. Но силы были неравными. Прямое вмешательство в национально-революционную войну испанского народа германских и итальянских фашистов ускорило развязку: республика пала.

Почти четыре десятилетия правили в Испании фашисты. Но им не удалось удержать испанский народ в рабстве. После смерти диктатора Франко в 1975 году в стране стремительно стали происходить демократические перемены. Были восстановлены дипломатические отношения с СССР. Вскоре после этого и приехал в Мадрид журналист Игорь Кудрин, который стал первым корреспондентом советского телевидения в Испании. За шесть лет объездил страну вдоль и поперек.

И вот он на нашем экране, Игорь Александрович КУДРИН — политический обозреватель Центрального телевидения и Всесоюзного радио. В «эфире» специальный выпуск телепанорамы для читателей «Пионера».

Я бережно храню подробную, затертую на сгибах карту Испании, где указаны все ее населенные пункты, вплоть до самых небольших, где обозначены все ее дороги, даже проселочные. Стоит развернуть ее, и вновь перед глазами далекая южная страна с ее нестерпимым зноем и шумом оливковых рощ, красотой современных городов и неповторимостью средневековых селений.

Вспоминаю нарядную Барселону, где на кафедральной площади незнакомые люди подают друг другу руки и дружно заходятся в каталонском танце сардана. Не описать, что творится по весне в Севилье, когда туда приходит традиционная ярмарка: кавалькады лошадей; разодетые мужчины, женщины, дет и все поют, пляшут, смеются, А праздник винограда в Риохе, карнавалы в Кадисе и на Тенерифе, майское народное гулянье в Мадриде... Да разве все перечислишь? И насколько помню, все эти фиесты проходили под ослепительными солнечными лучами. Таков уж климат этой страны, занявшей солидную часть Пиренейского полуострова. Не это ли солнце на протяжении веков сделало испанцев мягкими, дружелюбными? Жители теплого края, они приветливее нас. северян, у них чаще хорошее настроение. они не надоедают друг другу своими проблемами.

Порой даже как-то не верится, что с этой земли начиналась инквизиция, одетая в черное, скупая на слова, лицемерная и жестокая. Отсюда же, с этих берегов, спешили к уже скрытой Колумбом Америке алчные и беспощадные конкистадоры, уничтожавшие людей и бесценные памятники цивилизаций. И все же не великий инквизитор Томас Торквемада и его подручные, не основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола, не головорезы-завоеватели шла Франсиско Писарро и его братьев во все века определяли лицо Испании. Чаще всего с Пиренеи шли красота и радость, озорство и отвага, решимость и глубокая мысль. Мир дивился бесстрашию и упорству Христофора Колумба, вчитывался в мудрые строки Мигеля Сервантеса, поражался волшебным краскам Веласкеса, наслаждался неподражаемыми народными песнями и плясками Испании под звон гмтар и шум кастаньет, пересказывал в сотнях вариантов легенды о страстном Дон Жуане. Испанией грезил Александр Сергеевич Пушкин: «Благословенный край, пленительный предел!» И полтора века спустя лучше не скажешь об этой волшебной земле.

У нас порой неверно представляют Испанию как страну сельскохозяйственную, поставляющую миру лишь апельсины, маслины, вино и оливковое масло. Но это государство производит также современные суда и автомобили, сложнейшие электронные машины. На передовые позиции выходит химическая, цементная, обувная промышленность. Так что со времен Дон Кихота Испания сильно изменилась.

— Кстати, вот Вам и первый вопрос. Правда, несколько забавный. Саша Гутник, Алма-Ата: «Действительно ли в Испании можно встретить потомков Дон Кихота и Санчо Пансы? Ведь это литературные герои?»

— Вопрос любопытный, но не такой уж забавный. В этом мне не раз пришлось убедиться, путешествуя по Ла-Манче

Дорогами Дон Кихота.

Когда Сервантес принимался за свой знаменитый роман, он уже немало побродил по белу свету, многое повидал, пережил, испытал. К тому времени он сполна познал и род

23