Пионер 1989-03, страница 44

Пионер 1989-03, страница 44

СТРОВ СОКРОВИЩ

СВАДЬБА В ВЕРСАЛЕ

Николай ГОЛЬ

Королевский двор

Свадебный ритуал

еликан вещь — воображение! С его помощью можно превратиться в кого угодно — в принца, короля, скорохода. С его помощью можно оказаться где угодно — в прошлом, будущем, и в любом краю света. Давайте попробуем все вместе что-нибудь вообразить.

Каждый из нас — скороход. Сколько дел на веку! Время бежит вперед. Следом за ним. бегу. Порою не различишь, куда завел тебя бег...

Какой это город? Париж? А век? Семнадцатый век!

Париж... Семнадцатый век... «Век Людовика XIV».— именовали его с легкой руки известного поэта, назвавшего так свою знаменитую тогда поэму.

Век Людовика, век галантности, век просвещения, жестокости и блеска.

Людовик XIV. Король-Солнце, любил пышность. Двор жил в роскоши. Перестраивался Лувр. На месте охотничьих угодий королей, украшаясь павильонами, замками, парками, вырастала новая резиденция Людовика — Версаль.

Множество разных людей собирал двор: иностранных послов и дворян разных рангов и чинов, художников и поэтов, священников, военных и некоторых давних наших знакомых... Помните: «Д'Артаньян склонил свою седую голову, на которую Людовик, улыбаясь, положил белую руку...» Это из «Виконта де Бражелона».

А вокруг королевского дворца в роскоши и блеске жили и веселились дворы королевских родственников. Правда, принцы крови не очень-то считали нужным, как. впрочем, и король, мыть руки, частенько чистили ногти ножом и ели руками. Но как зато шумели балы! А карнавалы! А свадьбы!

В 1697 году задумал жениться герцог Бургундский, внук короля.

Луи Бургундский пожелал вступить в законный брак. Ах, сколько явится на бал го

стей, послов, зевак! Хотел собрать он весь Париж — министры отказали: ведь весь Париж не уместишь ни в Лувре, ни в Версале!

Получится не торжество, получится толкучка — ведь это ж нужно колдовство, чтоб влезли в волка одного и бабушка, и внучка! А нам не нужно колдовства, нам нужно для начала, чтоб проходили торжества согласно ритуалу!

Свадебный ритуал— дело, что и говорить, серьезное. Тем более, что для такого праздника хотелось придумать что-нибудь новое, а это непросто. Ведь даже простые, ^обыкновенные» балы во дворце были, по словам очевидца, такими: «В большой галерее Версальского дворца зажгли тысячи огней. Они отражались в зеркалах, покрывавших стены, в бриллиантах кавалеров и дам. Было светлее, чем днем. Было точно во сне. точно в заколдованном царстве».

А свадьба — это вам не рядовой бал.

Сначала за это сложное дело взялся было брат короля, но потом перепоручил его придворному чиновнику. семидесятилетнему Шарлю Перро. И в самом деле— чем не кандидатура7 Человек, всем известный,— служит в ведомстве королевских построек, По его рисункам возведены в парке беседки и павильоны.