Пионер 1989-05, страница 37

Пионер 1989-05, страница 37

(я говорю, конечно, только о портретах Рембрандта)...

Но нет, Левицкий не просто подбирал контрастный фон для своих нежных лиц... Что-то другое было в разнообразии «черных солнц», которые возникали где-то сзади его образов и как бы настойчиво выводили, даже выталкивали его любимиц из полотна в жизнь...

И постепенно становится ясным: твоя 7пре-вога, твой страх, столь странно перемешанный с восхищением, коренятся там, в синей, коричневой, лиловой тьме тяжких мыслей художника, стоящих сзади этих ■красавиц.

О чем же так тяжко думал Левицкий, когда изображал счастливые лица?.. Мы можем только догадываться об этом— с большей или меньшей достоверностью по концу биографии Левицкого. После нескольких лет блестящей жизни в Петербурге, громадного успеха, работы по дворце — и дворянах — внезапно Левицкий все оставил, можно сказать, бежал из Петербурга, где-то скитался, а после в состоянии горького отчаяния вернулся к себе на родину. Существует рассказ о том., как Левицкий полз на коленях по улице в Церковь молить о прощении за греховное свое преклонение художника перед

суетным великолепием знатного Петербурга.

Думаю я, что черты этой биографии послужили Гоголю для его «Портрета». Не правда ли? И как легко себе представить небольшую церковь в украинском городе и коленопреклоненного у темных икон безумца — некогда волшебного живописца, участника беззаботных празднеств и развлечений, баловня счастья и богатства.

У кого он просил прощения?.. У икон? У земляков своих? У нищего крестьянства российского, подпиравшего худыми телами согнувшихся богатырей сияющий Петербург, или у всей противоречивой русской действительности, столь великой по своим результатам и историческим свершениям и столь упяжкой в своем течении.. Да, это Россия, как черное солнце, стоит сзади Левицкого и водит его кистью, пока он выписывает фон своих портретов. Может быть, эта тревога — тревога зреющего в глубине бунта... .кя-тежа против вельможного и распутного мира. Может быть... Пугачевское восстание где-то около времен Левицкого было фактом... Но не будем гадать, с нас достаточно узнания важного: это в душе художника отразилось главное противоречие тогдашней России...

Обнимаю тебя крепко. Твой /Яков.}

Ъг./>1

л.-"*'

* г

. А* -Г

^жл у

у •

■оП

V Л*

СХ*' *

/9