Пионер 1989-09, страница 20Рассказы Николая ОлейниковаДавным-даоно, шестьдесят лот назад, в Ленинграде начал выходить журнал для детей под названьем «Ёж». На обложке первого номера был нарисован симпатичный и совсем не колючий ежик, его хотелось поскорей взять в руки. Но если вы думаете, что названье журнала больше ничего не значило,— вы ошибаетесь. Еж — хитрый зверек, и это заглавие расшифровывалось еще так: «Ежемесячный журнал». Вскоре, в том же 1928-м году, его ответственным редактором — так тогда имоновали главного редактора — стал Николай Макарович Олейников. Он лучше всех знал, как рассказать читателям журнала о нашей стране и о ее истории, о том, что происходит за рубежом, знал, какие рассказы и стихи любят дети, какие загадки и фокусы им нравятся, какие заинтересуют их фотографии и рисунки... Словом, он был прирожденным редактором детского журнала. И он позвал в него самых замечательных писателей и художников, которые тогда жили: Маршака, Чуковского, Житкова, Пантелеева, Зощенко, Хармса, Введенского, Владимирова, Шварца, Пришвина, Ильина, Порельмана. Заболоцкого, Толстого — Алексея, конечно,— Маяковского и многих других, художников Ермолаеву, Лебедева, Пахомова, Тырсу, Конашевича, Лапшина, Соколова, Татлина, Замирайло, Юдина, Радлова — всех не перечислишь. И сам сделался любимым героем журнала. Для этого он изобрел себе псевдоним — Макар Свирепый. Кто я такой? Вопрос нелепый! Я— верховой Макар Свирепый. Видели ли вы когда-нибудь, чтобы ответственный редактор журнала, которому место за письменным столом, восседал на коне? А вот Макар Свирепый часто появлялся на страницах «Ежа», гарцуя на коне. При этом его лицо было, как дво капли воды, похоже на лицо ответственного редактора. Забавные и занимательные приключения Макара Свирепого во всех частях света, изображенные художниками А. Успенским и Б. Антоновским, читатели искали в номере прежде всего. Сам Николай Олейников писал рассказы и очерки, которые и сегодня читаются без всякой скуки. Каждый рассказ или очерк — как развернутый анекдот со множеством подробностей. Вот, к примеру, каким послесловиом «От редакции „Ежа"» сопровождался его рассказ «Блошиный учитель»: «Макар Свирепый пришел в редакцию „Ежа" и рассказал нам про блошиного учителя и его ученых блох. — Товарищи,— сказал нам редактор,— как вы думаете, можно ли научить блоху выделывать такие хитрые штуки? — Можно,— сказал Иван Топорышкин. — Нельзя,— сказал Сергей Бочков. — Можно, можно, можно,— сказала тетя Анюта. — Гав, гав. гав,— сказала собака Пулемет. Мы спорили 2 часа 23 минуты и 10 секунд, но ничего не решили. — Макар Свирепый,— сказал наконец редактор,— скажи нам: на самом деле ты видел ученых блох или все это одни враки? Макар Свирепый поднялся со стула, щелкнул Ивана Топорышкина по носу, поднял вворх указательный палец, открыл рот и сказал... Читатели „Ежа"! Что, по-вашему, сказал нам Макар Свирепый?»... Потом Николай Олейников был редактором еще одного детского журнала — «Чиж» («Чрезвычайно интересный журнал»), который тоже издавался в Ленинграде. А под конец жизни оказался и редактором московского журнала -Сверчок». И пока Николай Олейников редактировал детские журналы, он все время сочинял совсом взрослые стихи, которые люди с удовольствием запоминали наизусть и хранили в своей памяти, потому что почти все эти стихотворения при жизни Николая Олейникова не были опубликованы. И лишь теперь они публикуются в журналах, газетах и книгах. Почему печатаются только сейчас? Потому что Николай Макарович Олейников пал в 1937 году, когда ему не было еще и сорока лет, жертвой сталинских репрессий. «Пионер» печатает в этом номере три рассказа Н. Олейникова. Два из них очень мало кому теперь известны, они затерялись в изданиях 20-х и 30-х годов, а третий («Учитель географии») — многим знаком и многими любим. И мне хотелось бы. чтобы и нынешние читатели «Пионера» полюбили эти рассказы Николая Олейникова, а когда подрастут,— то и его прекрасные стихи. Владимир Г710ЦЕР 18 огр TOI Я МО ст лг д< nf пс и TI н н и I- |