Пионер 1989-09, страница 33

Пионер 1989-09, страница 33

ское выражение восторга: и Барма и Постник продолжали работать, но второго такого озарения у них не было.

Любопытно, что обновитель архитектурных форм, наш современник Ле Корбюзье, восторгаясь храмом, сравнил его... с горой овощей. Его поражал невероятный замысел зодчих, создавших несказанную красоту из хаотического нагромождения архитектурных элементов и ярчайших красок, нарушившего все каноны зодчества.

Лобное место имело наибольшее значение для московского населения в допетровское время. К нему направлялся из Кремля крестный ход; во время хождения «на осляти», когда царь вел в поводу осла, на котором восседал патриарх, «святитель подымался на Лобное место и раздавал освященные вербы царю и боярам». Отсюда пошел обычай «вербного гулянья» на Красной площади, один из самых любимых москвичами весенних праздников. Возле Лобного места валялся обезображенный труп Лже-дмитрия I с маской, дудкой и волынкой — так черный юмор предков заклеймил зловеще-шутейную авантюру Гришки Отрепьева.

В 1612 году через Красную площадь въехали в Кремль во главе войска и народного ополчения Минин и Пожарский, освободившие Россию и ее столицу от иноземных захватчиков. Всем известен памятник Ивана Мартоса: нижегородский мещанин Козьма Минин призывает к подвигу смелого, закаленного, но несколько вялого воина князя Дмитрия Пожарского.

А как не сказать о кремлевском времени! Часы в веках не раз меняли местонахождение, прежде чем

утвердились окончательно на Спасской башне. Раньше они играли «Копь славен» и «Преображенский марш», а с 1918 года, когда по распоряжению Ленина мастер Беренс исправил пострадавший при обстрепе Кремля механизм, часы стали играть «Интернационал». Теперь после полночного боя передают Государственный гимн Советского Союза. Мы упоминали о торговых заботах Красной ппощади. Неутомимый Китай-город изо всех сил старался превратить ее в торжище, с чем так же упорно боролись русские правители. Борьба шла с переменным успехом, то верх брали торгаши, то власть теснила мытарей. И лишь в поспеднем десятилетии прошлого века торговля была окончатепьно упрятана в каменные ряды: Верхние (архитектор Померанцев) и Средние (архитектор Клейн). Обе постройки выдержаны в главенствующем стиле того времени — русском или теремном, равно как и замыкающее площадь на северо-западе здание Исторического музея. Грандиозный пассаж Верхних рядов и сейчас трудолюбиво несет свою торговую службу под именем ГУМ. Но вершит он свои обороты с улицы 25 Октября (быв. Никольская) и по проезду Сапунова, со стороны Красной площади ГУМ делает вид, будто он никакого отношения к торговле не имеет. Он, и правда, больше похож на музей.

Мы начали сегодняшний рассказ с Мавзолея, им и кончим. 24 июня 1945 года во время Парада Победы вдруг оборвалась музыка и в цепенепои тишине к подножию Мавзолея были сброшены знамена разгромленного вермахта. И первым упал на торцовую мостовую личный штандарт Гитпера. Упал к ногам Ленина...

Старая Москва. Какая она была? Кто ответит на вопрос лучше старых фотографий? На этих изображено то, что стало почти неузнаваемым или исчезло вовсе. Красная площадь. Она совсем иная. На другое место перенесен памятник Минину и Пожарскому, исчезла Иверская часовня. Нет монастыря на Лубянской площади, да и площадь теперь называется иначе. Храм Христа Спасителя. На его месте уже давно плещется бассейн «Москва». И ничто здесь не напоминает об этом величественном храме, построенном на деньги народные. Все это могло бы жить вечно, но...

Старые фотографии. Согласитесь, все-таки с грустью мы смотрим на них.

31