Пионер 1990-01, страница 60н ХВАТАЛО СИЛ ИГРУ аталья Владимировна Ильина была главным редактором нашего журнала «Пионер-' целых тридцать лет. Множество детских писателей, журналистов — ее ученики, целая школа журналистики — вот какой это был человек. О ней еще напишут большие книги, это все впереди. А сегодня, когда Наталье Владимировне было бы восемьдесят пять лет, хочу рассказать лишь об одной черточке ее характера, по этой черточке многое можно понять. Я имею в виду ее любовь к игре. Да. она любила и умела играть. Устраивала неожиданное, вступала в непрямолинейные отношения с людьми. И от этого ситуация становилась выше и раскованней. Вот случаи. Пришли в редакцию ребята, шестой класс. Явились чинные, все в белых рубашках, в галстуках, чопорно молчат, стоят и сесть стесняются. Незнакомая обстановка — редакционная комната, длинные коридоры издательства, даже улица называется строго и странно: улица «Правды». Вот они и мнутся, да и мы не знаем, с чего начать разговор. Тут входит главный редактор. Легкие волосы разлетаются из пучка, глаза за толстыми стеклами смотрят остро. Взяла со стола комплект журналов за год и как швырнет их на пол. Все ахнули, журналы разметались посреди комнаты. А она как ни в чем не бывало говорит: — Ребята, у меня просьба: посмотрите, какая обложка вам нравится больше всего? Подумайте, это для нас очень важно. Они сразу забыли о скованности, зашевелились, ожили, заспорили. И большинство мальчиков ткнули в одну обложку, там был всадник на быстром коне, смелый человек. — Эта! — сказали мальчишки, тогда и девочки выбрали всадника. Хотя там были обложки с лыжниками и с цветами. А Наталья Владимировна оглядела нас особенным взглядом. Будто сказала: "Видали? Что я вам говорила?» Ребята, толкаясь, уселись. Теперь они живо разговаривали, пили чай. Ребята не знали, что в редакции при подготовке того номера журнала было много споров именно из-за обложки. И главный редактор настояла: «Это мальчишеская обложка, читателям обязательно понравится». И не ошиблась, и очень была довольна, что все так сошлось. Хотя, естественно, ей вовсе не обязательно было что-то нам доказывать. Решила — и все. Главный редактор — начальство. Но не была она начальством. Со всеми, даже совсем молодыми сотрудниками, считалась и советовалась. А мы иногда спорили. И она соглашалась, если сумеешь убедить. Приехал как-то «Пионер» на выступление в город Бологое. Библиотека, маленький зал. сидят ребята. А мы на сцене за столом. Поднялась из-за стола Наталья Владимировна. Они ждут без особого интереса. Выглядит она по-домашнему, теплая кофта, волосы то и дело поправляет, нет уверенности в манерах. И тут она говорит негромко: — У меня в сумке есть для вас подарок. И замолчала. — Какой? Какой? — сразу проснулись ребята.— Покажите! — Хитрые. Всему свое время. И тут они разглядели, что вовсе она не пожилая и глаза у нее озорные. Она говорит: — Эта половина зала задает вопрос. Мы отвечаем. Потом другая половина зала. Тем, чьи вопросы будут интереснее.— приз.— И показала на сумку. И сразу пошло-поехало. Одна из самых живых встреч была тогда, хотя и немудрящие условия игры. А вот шло все весело, состязание, азарт, и никаких банальностей. В конце все уставились на ее сумку. Какой там скрывается невиданный сюрприз? Она смеется, медленно достает из сумки небольшую куклу в красной юбочке, в красной шапочке, ну, конечно, это Калинка. Была в те годы такая девочка-волшебница, постоянный персонаж «Пионера». Ребята Калинку знали и любили, — Кому же ее отдать, нашу Калинку? Кто заслужил? И ребята закричали: — Кто? Кто? Кому? Кому? А Наталья Владимировна опять не прямо: — А давайте мы у Калинки спросим. Она лучше всех знает — волшебница. И Калинка что-то пошептала на ухо Наталье Владимировне. — Калинка говорит, что все вы были молодцами и потому наша встреча прошла хорошо. Она считает, что все вы очень умные и обе команды заслужили приз. Вот Калинка и остается в вашей библиотеке. Ребята согласились. И настроение у всех было просто замечательное. Ты. сегодняшний читатель, можешь сказать: «Игры для малышей. Кукла Калинка, журналы на полу... Ну что же. для маленьких сойдет». А я не соглашусь с тобой, потому что уверена: игра нужна решительно всем, и взрослым, и даже старым. Без игры жизнь неполноценная, слишком прямолинейная. Наша Наталья Владимировна это всегда понимала и находила в себе силы для непростых ходов. И это было настоящее творчество. Творческое, неленивое, свежее, живое отношение к жизни. Живое и животворное. И поэтому все, кто работал с Натальей Владимировной, все мы ее помним, и любим, и верим в творчество. Людмила МАТВЕЕВА S8
|