Пионер 1993-01, страница 20

Пионер 1993-01, страница 20

ХИТРАЯ.»

СВЯТАЯ... МУДРАЯ

Летописи не оставили нам подробных описаний внешности великой княгини Ольги (890—969 гг.). В них только говорится о том, что была она умна, скромна и красива.

Наверное, текли ее русые косы вдоль стройного стана, как реки. А синие очи напоминали псковские небеса в марте. Видно, двигалась она величавой лебедью и с такой неповторимой грацией, которую в русском народе принято называть статью. Иначе не подивился бы князь Игорь на простую девушку-псковитянку (в некоторых летописях ее называют дочерью псковского князя), не влюбился и не взял бы в жены и не стала бы Ольга княгиней киевской.

Но не будем забывать— была Ольга не

только красива, но и велика разумом; слово, сказанное ею,— зрелым и мудрым. Великая княгиня Ольга вошла в русскую историю как первая женщина-дипло-мат.

...Недолго были счастливы князь Игорь и княгиня Ольга. Пошел Игорь в землю Древлянскую за данью, и убили его древляне. А убив, решили «доброе» дело сделать молодой вдове. Послы древлянские, явившись в Киев, обратились к Ольге со следующими речами: «Мы убили твоего мужа за его хищность и грабительство; но Князья Древлянские добры и великодушны... Будь супругою нашего Князя Мала...»

Княгиня Ольга отомстила древлянам трижды. И осталась править Киевской Русью горькой вдовою при малолетнем сыне Святославе.

Правила же Ольга мудро: она старалась объединить земли русские, ездила из одного края в другой, устанавливала налоги в пользу государственной казны, разделила земли на погосты или волости. Ее политика по тем временам была своевременной, необходимой. Подданные оценили княги-нины усилия, а народ даже спустя более века со дня ее кончины свято относился к ее памяти, чтил места, где ступала ее нога.

Княгиня Ольга — одна из первых русских христианок. Еще задолго до крещения Руси, произо

И. Андрианова

шедшего в 988 году под покровительством внука Ольги князя Владимира, княгиня побывала в Царьграде (Константинополе) и окрестилась в христианскую веру. Существует удивительная легенда, связанная с этой поездкой: будто бы женатый император Константин Багрянородный, увидев Ольгу, поговорив с нею, предложил ей... стать его женой. Но мудрая правительница Руси попросила императора сначала окрестить ее, а потом уже вести деликатные разговоры. После же крещения никаких вопросов о женитьбе не возникало: крестный отец не может жениться на своей

крестнице. И тут дипломатично перехитрила мудрая княгиня византийского правителя.

Легенда легендой, но, видимо, не только умом блистала сорокалетняя княгиня в Царьграде, но и славянской своею неувядающей красотой...

Сын Ольги — князь Святослав — не по

следовал примеру матери. Он не хотел, чтобы дружина посмеялась над ним: он-де будет один среди них христианин,

а они — язычники.

Но княгиня-то не побоялась чужих насмешек и косых взглядов! Сделала так, как велели ей душа и сердце.

Посетив Византию, Ольга направила послов в Германию — она неутомимо проводила в жизнь политику сближения с христианским миром... Не мечом искусно владела эта удивительная женщина, а мыслью и разумом. Историк Н. М. Карамзин писал в своей «Истории государства Российского»: «Предание нарекло Ольгу Хитрою, Церковь Святою, История Мудрою... с деятельностью великого мужа утверждала порядок в Государстве обширном и новом; не писала, может быть, законов, но давала уставы, самые простые и самые нужнейшие для людей в юности гражданских обществ. Великие Князья до времен Ольгиных воевали; она правила Государством...»

20