Техника - молодёжи 1934-02, страница 32

Техника - молодёжи 1934-02, страница 32

.Воздух, вдугый в воронку, растекается по стенкам, а посредине возникает противоположная струя"

Задело это Си-ницына за живое. И стал он придумывать. Два года бился. Взял за основу трубку Куллиджа, но решил в ее пленке проколоть отверстие, а насосом откачивать воздух непрерывно. Чтобы уменьшить приток воздуха, он решил отверстие то открывать, то закрывать. Быстро. По принципу молоточка на электрическом звонке. Не вышло. Тогда решил приладить вращающийся диск с отверстиями. Тоже забраковал.

Однажды ехал Синицьгн с женой в Малаховку. Было это уже в 1932 г. В вагоне неотступно думал о своей трубке. И вдруг как закричит:

— Нашел свою дырочку! Нашел! Нашел!

Даже жена удивилась. До дому прямо добежал. И сразу к матери: «Давай воронку!» Схватил грязную воронку с бидона, зажег огарок, поставил его перед раструбом воронки, дунул в воронку и пламя вместо того, чтобы погаснуть или хоть откачнуться, потянулось в воронку.

Это в пути Синицын вспомнил читанную им в «Занимательной физике» Перельмана заметку—«Попробуйте задуть свечу через воронку». Оказывается, вдутый воздух растекается по стенкам воронки, а посредине возникает противоположная струя. Накроем воронкой невплотную стакан, будем в эту воронку дуть, воздух выдувается за края стакана, и это дутье высосет воздух из самого стакана.

Так Синицын и сделал. Он накрыл свою трубку несколькими воронками, под краем каждой из них приладил сильный насос и стал выкачивать воздух. Если в камере Паули струя воздуха неслась от дырочки к дырочке, не сворачивая в сторону, то здесь она стекала по стенкам воронки и уходила в шланги насосов. После первой воронки давление падало до 12 мм, а в 4 см от выходного отверстия был уже вакуум. Конечно вакуум в этой трубке держится лишь пока работают насосы.

Результат был замечательный. В трубке Куллиджа можно было гнать электроны током такой силы, чтобы на 1 мм2 заслонки приходилась одна тысячная доля миллиампера. Более сильный ток продырявливал станиолевую перепонку. А Синиц'ын в отверстие величиною в 3 ммг гонит электроны током силою в 15 миллиампер. Значит мощность

электронного пучка у него в пять тысяч раз выше, чем у Куллиджа.

Трубки Куллиджа обычно громадны. Слабость потока надо искупить его обширностью. У Синицына же трубка узкая. Но он окружает ее соленоидом, сжимая таким образом пучок электронов в очень тонкую струйку. Струйку эту он наводит на любое вещество, твердое, жидкое или газообразное. Электроны производят в веществе революцию. •

Здания Электротехнического института стоят на границе города, белые и стеклянные, как оранжереи. Внутри — лаборатории, словно каюты на океанском пароходе.

В лаборатории Синицына по стенам висят вздутые посредине трубки Куллиджа. На вытянутых изоляторах врывается в лабораторию ток высокого напряжения из соседней трансформаторной комнаты. Бутылка молока стоит на рабочем столике: ведь здесь работают ртутные насосы, откачивающие воздух. Значит приходится дышать парами ртути Приходится подвергаться действию опасных лучей, идущих из катодной трубки. Молоко-— противоядие.

Машина ростом с комод, обвитая трубками, снабженная мотором, который безостановочно гонит приводной ремень, работает под призором до странности молодого в этом академическом учреждении украинца Железняка, ассистента Синицына.

Эта машина и есть открытая трубка Синицына. .

Правда, сама трубка — это самая крошёч-няя часть машины. Она запрятана внутрь, и только часть ее башенкой возвышается над основным ящиком. Насосы тычут вверх обледенелые колбы, из которых идет голубоватый пар. В этих колбах жидкий воздух. Он своими 180 градусами холода остужает ртутные пары.

.Эта машина и есть трубка Синицына"