Техника - молодёжи 1934-11, страница 4

Техника - молодёжи 1934-11, страница 4

При пуске турбогенератора № 18 замечалась его сильная вибрация, которая могла закончиться аварией. Допуская возможные причины вибрации и тут же проверяя их, Акишин с каждым разом убеждался в тщетности своих поисков, пока его внимание не привлекло одно обстоятельство, на первый взгляд не имевшее никакого отношения к вибрации (впоследствии это и привело к совершенно правильным выводам, подтверж-' денным специалистами). Акишин заметил небольшую неисправность вентиля свежего пара. Вентиль пропускал пар, который струйкой ударял в шейку вала турбины. И эта струйка" вызывала одностороннее нагревание изгиба вала и приводила к вибрации турбогенератора.

Слесарь. Карев прослеживает работу лопастных колес в поисках причины неравномерного их срабатывания. Оперируя теми данными, которые он получал на разборах аварий, Карев устанавливает, что «лопасти сработались оттого, что один насос не поспевает за работой другого; вода, накачанная одним насосом, не успевает перекачиваться в другой и вынуждена молоться между лопастями, срабатывая их». Карев делает отсюда техническое заключение — изъять насос высокого давления, а у оставшегося насоса изменить конструкцию клапана.

Авария предупреждена, выход продукции московских заводов не будет нарушен, но речь шла об аварии у себя, по своей собственной вине, а происходят десятки аварий, которые числятся пока «стандартными», и коллектив энергетического цеха Москвы в них неповинен. При проходке шахты метро рабочий всадил лом в заложенный под землей кабель; самолет оборвал воздушную сеть; отключаются масленики; турбины «сбрасывают нагрузку», у котлов излишки пара вырываются через клапаны. Из-за случайного короткого замыкания должны на большее или меньшее время застыть цехи «Шарикоподшипника» или электропечи «Серпа и молота». Надо быть готовыми и уметь быстро и правильно действовать и при такой аварии.

И здесь на помощь приходит, как это и неожиданно, игра.

Мирно течет нормальный день электростанции. Плавен ход машин, и спокойно шевелятся стрелки под стеклами вольтметров, амперметров и прочих приборов. Вахта проходит без происшествий, пока вдруг, совсем не во-время, появляется во всех цехах та смена, которой предстоит заступать на работу только в ночь. Вслед за людьми по цехам проносится тревожный гудок аварийной сирены. Работающая вахта остается на своих местах, точно ничего не произошло и не было тревоги, но кое-какие перемены происходят в каждом зале. У каждого рабочего места встает двое людей: один из них в обычном

рабочем костюме, другой выделяется голубой повязкой н.а рукаве.

На водомерных стрелках и вентилях паропроводов, на ваттметрах и вольтметрах повсюду оказываются плакаты: «Нагрузки нет», «Показывает четыре атмосферы», «Выключился». Плакатами условно создано то состояние механизмов, которое было бы следствием аварии. И, действительно', вновь пришедшая вахта ведет себя так, точно произошла серьезная авария. Сменные инженеры спешно отдают распоряжения: «Пустить циркуляционный насос шестнадцатого турбогенератора», «Закрыть дымоход шестого и прекратить питание третьего котла», — а человек с голубой повязкой записывает, сверяет с часами каждое распоряжение, отдавае. мое, казалось бы, в безвоздушное пространство (ведь все же котлы и генераторы работают исправно).

Но, однако, распоряжения приняты — и не только к сведению, но' и руководству. Услышав распоряжение: «Закрыть дымоход местного котла», кочегар срывается с места и бежит к аппаратам. За ним, как тень, неотступно следит человек с голубой повязкой, блокнотом и часами. Кочегар подбегает к заслонке, протягивает руки к ее блоку и не продолжая движения рукой, говорит: «Отпираю блок заслонки и вращением рукоятки опускаю ее вниз до отказа». Условно операция проделана, она записана в блокнот, время «засечено», хотя заслонка осталась висеть над открытым дымососом, а кочегар со своей тенью уже спешит к вентиляционным' насосам.

Такая мнимая работа происходит повсюду: у пультов, у котельных топок и паропроводов, у всех механизмов, «задетых» аварией, производятся торопливые манипуляции — те десятки включений и остановок, которые сопровождают реальную аварию. Маневры разыгрываются до той минуты, когда сирена возвестит: «авария ликвидирована».

На МОГЭС такие маневры в реальной обстановке называются аварийной игрой. Впрочем, как мы уже видели, игровая здесь только форма, а все содержание полностью воспроизводит настоящую работу на электростанции. Такая игра проводится всерьез. Понятно, что выбор темы и весь сценарий игры — результат вдумчивой и кропотливой работы аварийной группы электростанции.

На каждом участке рабочий должен столкнуться с мнимым, но в то же время вполнй реальным происшествием, — о нем извещает плакат. К игре надо за несколько дней подготовить весь коллектив, чтобы суета и неразбериха не мешали той вахте, которая продолжает обычную работу. Если одна смена продолжает работу, другая «ликвидирует» аварию, то третья контролирует ту, которая играет в ликвидаторов аварии. Смен-