Техника - молодёжи 1934-11, страница 40

Техника - молодёжи 1934-11, страница 40

то бог за грехи лишил их разума, так что они стали бесстыдно болтать о стране антиподов — противо. ногов, — где деревья растут вниз, а дожд^ падает вверх.

От остроумного Козьмы не отставали и другие. На картах землю изображали плоской и пупом ее считали рай, который рисовали на восток от Иерусалима. Для отыскания рая предпринимались настоящие экспедиции, и некоторые из них даже увенчались успехом.

Так, некий епископ Мариньоли, путешествовавший в XIV веке в Китай, обнаружил рай на Цейлоне. Он даже самолично слышал там шум райских водопадов.

Другой вралъ дошел до края земли и уперся головой в небесный свод. Любопытство мучило его настолько, что он осмелился прободать лбом небо, — и что же он увидел? — царство блаженных, куда он, однако, не рискнул пробраться зайцем.

Мирок, известный в то время европейцам, был весьма куцым, но на тогдашних картах совершенно не было белых пятен, которые стали появляться только позднее, когда люди познали меру своего невежества.

Напрасно вы стали бы искать на средневековых картах terra incognita — неизвестную землю. Все ведь было им известно, бесстыжим и легковерным католическим монахам-картографам

Им было известно, что на крайнем востоке живут страшные народы Гога и Магога, о которых, говорилось у пророка Иезекиила и в Апокалипсисе. И Гога и Магога обязательно изображались на всякой средневековой карте.

Было известно, где обитают гидры и где живут чудовища-химеры. На островах Каспийского моря помещали диковинный народ, у которого были такие громадные уши, что в них ночью заворачивались, как в одеяло. В Индийском океане рисовали огромную магнитную гору, которую корабли должны были далеко объезжать, иначе магнетическая сила выдергивала на расстоянии все гвозди, и корабли рассыпались в море, как карточные домики.

По всем окраинам мира расселяли людей песьего-ловых, одноруких, одноногих, одноглазых, безротых. животоглазых и всяких иных чудищ. И этой фантастической географией вполне удовлетворялись, потому что все равно не было ни возможности, ни большой нужды проверять ее на опыте.

С расцветом арабской культуры на Пиринейском полуострове, с ростом промышленности в городах и развитием мировой торговли появились сдвиги и в учении о земле и о вселенной.

Арабы особенно много сделали в этом отношении. Они восстановили из «пыли веков» науку древних и снова распространили учение о шарообразности земли и географические сведения, накопленные греками и римлянами. Новые космо-графы узнали про длину земной окружности, вы

численную еще Эратосфеном путем определения разницы в полуденной высоте солнца над горизонтом в двух пунктах, расстояние между которыми было известно. На картах стали появляться меридианы и параллели, исчезнувшие со времени торжества католического варварства. Наконец, в XIII веке получил применение компас, и мореходы, робко бродившие до того вдоль бережка — от порта до порта и от мыса до мыса — стали все смелее и смелее уходить в сторону от материка.

И все же до настоящего знания земли было еще очень далеко. В XV веке великие географы древности— Страбон, Птоломей, Мела — были в весьма

большой чести, а между тем Страбон сомневался, есть ли еще земля севернее Британии.

Птоломей предполагал, что Африка уходит очень далеко к югу, смыкаясь там с Азией, а Мела учил, что земля разделена на пять поясов: два полярных, или холодных, два умеренных, или обитаемых, и один центральный, жаркий, где море превратилось в кипящий вязкий омут, где живут одни лишь саламандры, о которых было известно, что они даже в огне не горят.

Это учение о пяти поясах и о южной земле антиподов, до которой невозможно добраться, держалось очень долго — до тех пор, пока португальцы в 1487 году не дошли до самого мыса Доброй Надежды, обнаружив, что никаких кипящих омутов в жарком поясе нет. Впрочем, португальцы так и не установили тогда, кончается ли там Африка, или, сделав коленце, идет еще дальше на юг, как полагалось ей по Птоломею.

Об Индии и Китае, о центральной и северной Азии европейцы к концу средних веков знали очень мало, почти ничего. Восхитительные рассказы итальянца Марко Поло, прожившего много, лет в Китае, целиком принимались на веру, хотя этот синьор часто плел небылицы, по сравнению с которыми сказки о кисельных берегах и молочных реках могут показаться твердокаменной истиной. Благодаря ему и немногим другим путешественникам стало известно, что Азия с востока омывается океаном, и европейцы думали, что это тот самый океан, который подходит к западным берегам Европы и Африки.

К концу XV века существовало еще столько противоречий и нелепостей в географии, столько всякой ерунды об амазонках, земном рае, плавающих островах и все тех же Гоге и Магоге, что крупнейший тогдашний космограф Фра-Мауро, пытавшийся при составлении своей карты опереться на свидетельства людей, лично посетивших те или иные страны, вынужден был в конце концов махнуть рукой и заявить: «Предоставляю премудрости господа меру его дела, которую он единый знает в точности».

Христофор Колумб, адмирал маленькой флотилии, отплывшей в Индию из Палоса 3 августа 1492 года.

Корабль I486 г. по изображению художника того времени.