Техника - молодёжи 1935-03, страница 66

Техника - молодёжи 1935-03, страница 66

Богатства нашей страны

Ташкент^

ТашауЗоК^"'

ХИВА1@

Кмсяоводск 0w

Ф *вчеи1черлм°л>»ь#

■ КОЛ ЮЫЛЛаКЬар К холодей иерьеит

II КОЛ БохуРДО" 6 Эагае*

Самарканд

Марджуй,

АШХАБАД мерв.

В песках Кара-Кут

«Бесконечные песчаные холмы, грозное молчание смерти, багрово-красный оттенок солнца на востоке и западе, — все говорило о том, что мы в огромной, может быть самой огромной, пустыне земли...»

Раскаленным песком, жгучими, дымящимися ветрами, пылью насыщенными вихрями, унылыми оголенными растениями, — открылась пустыня Кара-Кум взорам старинного путешественника Вам-бери.

Огромен перед ним песчаный океан! Кара-Кум и Кзыл-Кум — это 55 миллионов гектар, это 85 проц. всей Туркмении, это самая большая в мире зона сухих и горячих, выпитых солнцем, земель.

«Черные — злые пески» — так переводится на русский язык имя, данное пустыне Кара-Кум. «Барса-Кельмес — пойдешь, не вернешься» — окрестил^ местные жители один из прикаракумских районов.

И эту огромнейшую безбрежную землю, на которой легко уместятся три Австрии или две Чехо-Словакии, или целая Англия вместе с Шотландией и Ирландией, как бы аннулировали невежественные географы, начертав на картах царского генерального штаба краткую резолюцию: «Без дорог, воды и жителей»!

В 1925 г. первая экспедиция Академии наук СССР вошла в пустыню.

Но экспедиция здесь не нашла безлюдья. Живут и в пустыне. На огромной площади ее разбросало свыше 100 000 очень отсталых, неграмотных полукочевников. Это скотоводы «кумли». Они пасут здесь в песках около 3 миллионов голов скота. Живут большей

частью вблизи колодцев, которых по примерным подсчетам в пустыне более 2 тысяч.

Настойчиво возвращается сюда экспедиция Ферсмана в 1927 году. Потом опять навещает пустыню в 1929 г. Экспедиции стали более частыми, и на тропах появляются столбики с дощечками «Суал — не забудь взять воды!»—по> русски и по-туркменски.

Жители пустыни «Кумли» (что значит «песочные люди») прославлены как следопыты. Точно азбуку читают они следы на песке. Крохотные треугольники указывают тропы жуков, ямки — зайцев, большие печати — следы караванов верблюдов. И вот после 1925 года след незнакомый: две широкие колеи, отмеченные мелкими елочками.

Запах бензина проникает в песок. Автомобиль идет по соседству с верблюдом, но скорее его ровно в 10 раз. Голос Москвы, Ленинграда, Европы звучит в будке каракумского радиста (12 апреля 1929 года — день радиофикации пустыни).

«Пустыню не надо преувеличивать. К ней нужно относиться спокойно»—иронически замечает один специалист-пустыновед.

С большем спокойствием, выдержкой, мужеством и волей большевики наступают на Кара-Кум.

■ то же есть еще в пустыне, кроме ее величавых и мрачных ландшафтов?

Здесь много солнечной энергии. Сухой, удобный для земледелия воздух. Множество чрезвычайно многообещающих участков лёссовых почв. На такой земле при искусственном' орошении могут быть созданы чудеса ботаники.

Пастбища в пустыне могут выкормить до 70 миллионов голов скота. Пустыни пригодны для разведения верблюдов и каракулевых овец. А такая овца дает, кроме шкурок и брынзы, шерсть, мясо, техническое сало, кишки, рога, копыта ...

Песчаный саксаул—основное растение сухой земли —это исключительное и огромное по своим запасам топливо, а из золы его можно добывать поташ, важнейший химикат для высших сортов стекла и хрусталя.

В недрах песчаной земли есть известняки, сера (исключительной чистоты, с 99,9 проц. содержанием абсолютно безвредных примесей селена или мышьяка), гипс, квасцы, каолин, глина для кирпичей, редкий металл стронций, нефть, уголь...

■Множество организаций интересуются ныне пустыней с тех пор, как пески все тесней приближаются к миру. При сельскохозяйственных институтах и Академии наук существуют специальные «Бюро освоения пустынь». Там утверждают, что 95 проц. местных ка-ра-кумских растений нигде в мире больше не растут, что в песках найден «экрен»—.лучшая кормовая трава, обнаружен овес в естественном виде, есть целебная трава, «хазор-азбано», которой во Франции лечат паралич, каучуконосы, злак «селин», столь полезный для прядения и ткачества. Листья его даю^ жесткое волокно, из которого можно делать прекрасную тару и веревки для упаковки хлопка, есть густые заросли злаков «хыша и калам» — прекрасного сырья для бумагоцеллюлозного комбината в Чарджуе.

На станции Репетек в Кара-Ку-мах существует интереснейшая Пес-чано-исследовательская станция с открытыми огородами и бахчами. Здесь продолжается наступление на пустыню. Искусственно взращивают саксаул, пробуют сажать его в песке с самолета (ибо это растение годно не только как топливо, оно укрепляет пески, останавливает их постоянное движение). Здесь ищут наиболее питательные корма для развития пустынного животноводства, пересаживают на почву своей пустыни иноземные, африканские растения, подбирают овощи с особо глубокими, уживающимися в песках корнями. Так были выращены «песчаные» огурцы, свекла, салат, дыни, много видов лука, картофель и даже виноград.

Так как основной проблемой освоения Кара-Кумов является водоснабжение, существуют и разрабатываются проекты обводнения пустыни, более равномерного рас