Техника - молодёжи 1935-08, страница 66

Техника - молодёжи 1935-08, страница 66

Героические б у д и и

ЗА БОРТОМ САМОЛЕТА

Н а самолете летчика Высокоса и штурмана Еренкова лопнул во время пикирования предохранительный трос у правой лыжи. Пробив задней частью плоскость самолета, лыжа застряла в ней, став вертикально.

Командир звена подлетел с правой стороны самолета Высокоса и знаками указал летчику на опасность. На аэродроме полотнищами выложили знак неисправности

Штурман Еренков решил вылезти из кабины, пробравшись по борту на плоскость, спуститься к лыже и заставить ее принять первоначальное положение. Жестами Еренков объяснил летчику свое намерение:

| ' 'Щ

W"

'i

самолет спиралью пошел вверх. Высотомер показал 900. Еренков выбрался из кабины и, вися на правом борту, осторожно продвигался на руках к плоскости. Тяжесть тела тянула вниз. Встречный ветер отрывал человека от самолета, но он, собрав все силы, дотянулся до плоскости.

Теперь самое трудное было позади. Еренков спустился на подкосы шасси и изо всех сил ударял ногой по лыже, стараясь вырвать ее из плоскости. Лыжа не поддавалась. Самолет, планируя, опускался все ниже. До земли оставалось не более 160 метров. Вдруг лыжа вздрогнув поддалась и стала, наконец, в нормальное положение. С других самолетов подали немедленно сигналы Высокосу, и он повел самолет на землю. Посадка была проведена блестяще. Машина была спасена, экипаж остался жив.

ПОД СТАБИЛИЗАТОРОМ

От самолета отделились маленькие фигурки, над которыми вскоре вспыхнули зонтики парашютов. Вдруг все заметили, что самолет резко накренился на нос, перешел в пике и стремительно начал падать вниз. Под стабилизатором ветер раздувал парашют, на конце которого висела человеческая фигура.

От добавочного сопротивления раздутого ветром парашюта машина теряла высоту. До аэродрома оставалось не более 500 метров. Катастрофа была неизбежна.

В этот решающий момент ком-сомолец-летчик Садов доотказа выкрутил штурвал стабилизатора. Самолет резко рвануло, и ... машина заняла горизонтальное положение. Падение на землю прекратилось. 1 Но стропы парашюта, упираясь в

руль глубины, мешали управлению машиной. Самолет медленно набирал высоту. А вместе с самолетом поднимался висящий под стабилизатором парашютист. Он висел под самолетом на высоте 800 метров над землей и рука его невольно тянулась к «ольцу добавочного парашюта. Здесь таилась угроза гибели всего экипажа. В любой момент Шапиро мог дернуть кольцо,

вление усилило бы пикирование или руль глубины: был бы вырван, и самолет потерял бы управление.

Медлить было нельзя. Садов жестами объяснил Шапиро, что все меры для его спасения приняты, и призывал не делать глупостей, не пытаться раскрыть добавочный парашют.

Пока велся этот немой разговор, бортмеханик Иванов добрался до заднего окна в фюзеляже и, выбив его, бросил в отверстие трос. Напрасно! Струей воздуха трос относило в сторону, вдоль самолета. Вторичная попытка Иванова также окончилась неудачей. На помощь