Техника - молодёжи 1935-11, страница 34

Техника - молодёжи 1935-11, страница 34
Секундная точность

На станциях Московского метрополитена недавно установлены большие часы. Устройство их приводит малоопытных пассажиров в удивление. На том месте, где мы привыкли видеть цифру 12, нарисован нуль. По циферблату очень быстро ходит одна единственная стрелка. Вот и попробуй угадать время по ©тим часам! Часто можно наблюдать как пассажир, подойдя к странным часам, пожимает плечами. Однако эти часы, установленные для водителей поездов, могут пригодиться и пассажиру. Для этого нужно лишь знать, что они показывают.

Цифры на циферблате, расположенные (кроме нуля), как на обычных часах, означают не часы, а минуты. Стрелка описывает полукруг за 6 минут. Часы показывают, сколько мишт и секунд прошло с тех пор, как со станции отошел предыдущий поезд.

Описываемые часы представляют собой в сущности крупных масштабов секундомер. Они висят на степе у начала тоннеля. Когда поезд двигается с места и входит в тоннель, стрелка прыгает на нуль и начинает отсчитывать время. Пассажир, пришедший, скажем, па станцию «Охотный ряд» и собирающийся ехать в сторону Сокольников, смотрит с платформы на эти часы и узнает, что предыдущий поезд ушел 4 минуты назад. Значит, следующего поезда придется ждать около минуты. Поезда от центра к Сокольникам ходят с промежутками в 5 минут.

Зачем нужны эти часы водителям поездов? Трогая поезд по сигналу начальника поезда,

машинист при входе в тоннель бросает взгля д на часы и видит, какую скорость может он без всякого риска развить на перегоне до следующей станции. Кроме того, часы позволяю г водителям соблюдать правильные промежутки времени между поездами.

Эти часы — одно из многих устройств, обеспечивающих плавную и безопасную работу лучшего в мире метро.

Обычно поезда метро проходят различные перегоны между станциями в 13/2—минуты. Таким образом когда наш поезд отправляется в путь, предыдущий, если он идет с правильными промежутками, уже дошел до следующей станции. Однако может случиться, что идущий впереди поезд почему-либо задержится в тоннеле — предположим, моторы испортились или даже — допустим самый крайний случай — остановится. Можем ли мы на него наехать?

Наш водитель смотрит вперед. Как только посзх тронулся, подплывает первый зеленый оюнь — «путь свободен», за ним из глубины тоннеля вынырнул второй светофор, издали сигнализирующий о состоянии своего участка, и т. д. Перегон между станциями разбит на несколько участков, вход в каждый из которых охраняется автоматическими дозорными, вооруженными тем лее сигналами, что сторож где-нибудь на переезде железной дороги.

Если тоннель не прямой, а с поворотом, и пределы видимости впереди сокращаются, к обычным — красному и зеленому — огням