Техника - молодёжи 1935-12, страница 34

Техника - молодёжи 1935-12, страница 34

В. Г. Богоров в машинном отделении берет пробу планктона, между станциями, на ходу „Садко-1 при помощи сконструированного им водомера.

Фото Е ш у р и н а

Отмирая, скелеты оседают на дно, унося с собой в осадок различные вещества.

Весь газовый режим моря зависит от живых существ: вдыхая, они потребляют кислород, а выдыхают углекислый газ, потребляемый затем водорослями в процессе питания. Разлагаясь, они образуют сероводород, метан и другие газы. Развиваясь в огромной массе, планктонные организмы изменяют прозрачность моря. Химическое, физическое и геологическое (осадки) состояние моря зависит or планктонных существ, как бы малы или «беспомощны» они ни были.

В органической жизни моря планктон играет огромную роль, в его состав входят почти все группы животного царства, либо во взрослой, либо в личиночной стадии; он. является той пищевой базой, от развития которой зависит все благополучие более крупных рыб, тюленей и китов.

Как поймать эти существа, когда многие из них имеют микроскопические размеры? Для самых мелких организмов мы применяли гидрологический батометр. Проб'а воды из него не фильтровалась, а прямо выливалась в бутыль, с тем что после фиксации организмы осядут па дно. Для тех же организмов у пас имелись специальные биофильтры, но типу бактериологических, но большего диаметра. Поступающая вода проходит (благодаря разрежению воздуха в банке) через очень плотный фильтр, сделанный из кинопленки, растворенной в ацетоне, а все содержание остается на пластинке-фильтре.

Для большинства водорослей и мелких животных использовались сети, сделанные из

шелка — шелковое сито, употребляемое на мельницах, оно плетется так, что размер ячей (дырочек) в материале везде одинаков. Мы имели пять сортов этих мелкоячеистых сетей, самая густая шелковая сеть имела 5000 дырочек -на 1 кв. сантиметр. Особое устр о йство и о зв о л я л о закр ы -ваггь большинство сетей на нужной -нам глубине. Все сети имеют .коническую форму, на конце специальный планктонный стакан, куда собирается все содержимое сети.

На станциях мы производили облов в различных слоях воды: глубоководный (глубже 500 метров) и поверхностных зон — 200 — 100 метров, 100—50, 50—25, 25—10, 10— 0 метров.

Между станциями иа ходу «Садко» пользовались специальным водомером, позволявшим в любое время, при любой погоде брать точную пробу планктона в маленькую, частую сеть, привешенную к трубке от водомера.

Данные наших работ говорят за то, что воды Гренландского моря и Ледовитого океана севернее Шпицбергена и от Франца-Иосифа до Северной Земли — воды одного происхождения, из Атлантики.

Замечательны результаты первой в мире глубоководной станции в собственно Полярном бассейне иа глубине 2365 метров иа 82°41,6// северной широты. Улов принес с глубин' более 2000 метров яркокраспых рачков с огромными усами; их глаза не имели пигмента, они были слепы. Впрочем, на такой глубине видимого света уже нет, и глаза не нужны, а органом чувств служат огромные усы — своеобразные «антенны». Станция подтвердила, что и глубоководная фауна 11олярного бассейна родственна Атлантике, откуда мощная, огромная река теплого течения проникает в Ледовитый океан, с ней проникает атлантическая фауна.

Мы уже говорили, что свет призывает к жизни водоросли, а за ними и всех планктонных животных. Но под льдами, покрывающими всю поверхность моря, нет водорослей, без света они жить не могут, а без водорослей трудно придется и всем животным. Планктона здесь уже очень мало, это только взрослые или зимующие организмы.

Когда лед начнет взламываться и между полями образуются полыньи, через которые свет проникает в глубину, там вспыхивает жизнь, начинается подлинное «цветение»