Техника - молодёжи 1935-12, страница 77

Техника - молодёжи 1935-12, страница 77

зволила Нансену исследовать морское дно, не позволила захватить образцы животных, населяющих воды Северного океана. Крохотные ручные лебедки вытаскивались на лсд. Десятки людей в течение долгих часов вручную «травили» вниз, в прорубь трос с батометрами. Нансену, а лозднее научной экспедиции на американской подводной лодке «Наутилус», удалось взять из океанских глубин лишь гидрологические пробы. Полярный бассейн стойко сохранял тайну своих недр. Никогда драга не гуляла по его дну. Оставался неизвестным диковинный живой мир, населяющий толщу его вод.

Десятки экспедиций пытались .проникнуть за черту, отделяющую неглубокие континентальные моря от • глубокого океана — сердца Полярного бассейна. Одних .влекла туда жажда знаний, других — спортивный азарт. Арктика и для тех и для других оставалась недоступной. Тропы прославленных экспедиций обрывались, не доходя до материкового склона, не пересекая заветной, словно заколдованной границы.

И вот сейчас на север идет «Садко». На девственно-чистом поле карты вырастают цепочки цифр. Это промеры глубин моря, указатели для будущих мо реи лав а те лей.

Остановка.

— Сколько?

Вахтенный штурман отвечает также лаконично:

— Восемьдесят два и шесть!

Всех интересуют свежие координаты. 82° Об' северной широты! Совсем близко от рекорда плавания в высоких широтах, — рекорда, завоеванного всего два года назад советским флагом на ледоколе «Малыгин».

Молниеносно но кораблю распространилась весть о том, что лот для промера спустили на 1200 метров и он не достиг дна

1200! Неужели, правда?

Через несколько минут у кормовой лебедки геолога М. М. Ермолаева столпилась оживленная труппа. Свежо. Люди ежатся от холода, но стойко ждут. Тяжелая трубка Экмана мчится на дно. Ермолаев не «верит счетчику. Сбросив -рукавицу, он ощупывает каждый метр уходящего вниз стального каната. Но трос напряжен, как струна. Ясно — трубка до дна не добралась.

Мелькают цифры. Вот они уже перевалили за 2000 метров. Люди почему-то разговаривают топотом. Горячатся ... Волнуются... Счетчик показал 2200 метров, когда трубка стукнулась о грунт. Значит, сбылась мечта! Пройдена заветная граница Мы в сердце Арктики!

Промер окончен. Первая на земном шаре проба грунта с ложа Северного Ледовитого океана старательно уложена в деревянный «гроб». «Садко» идет дальше на север. Мачты его украшены флагами. Грохочет по всему кораблю, включенный из радиорубки Женей Гершсвичем, военный шубертовский марш.

Каждые десять минут капитану II. М. Николаеву докладывают широту, достигнутую кораблем. Перед ним записка.

«София» (экспедиция Норденшельда, 1868) . 81° 48'

«Стела Поларе» (Италия, 1900)..... 82° 04'

«Наутилус» (подлодка американцев, 1932) . 81° 59'

«Красин» (1928).......... 81° 47'

«Малыгин» (1932).......... 82° 27'

Невозмутимо ставит капитан одну за другой «птички». Еще один рубеж пройден. Близка черта «Малыгина».

— Николай Михайлович! Прошли -восемьдесят два сорок один и шесть! — штурман явно взволнован и ждет приказаний.

— Поднять национальный флаг! Будем итти до кромки.

Расцвеченный «Садко» гордо несет знамя нашей родины Торжественные гудки тревожат полярное безмолвие. Столпившись на палубе, мы молчаливо

Астроном -магнитолог И. Жоиголович олределя ст (ме г тона хожден " е „Садко4 фо го И. Т) а р л а м о и а

На одном из трех островов, открытых у Северной Земли, садковцы устанавливают навигационный знак Фото И. Варламова