Техника - молодёжи 1935-12, страница 98

Техника - молодёжи 1935-12, страница 98

Охоту прервал начавшийся северный ветер. После обеда за добычей ездили на собаках. Запряг десять штук. Псы бегут дружно, но совершенно не повинуются команде. Кто из них передовик, можно только угадывать. Начал пробовать ио-очереди. После долгих перемен, крика и визга собак, наконец, остановился на Мишке.

Это, кажется, самая .популярная собака во всем стае Свою известность он приобрел еще на «Седове». Когда выпустили собак, он обежал весь -ледокол, старательно обнюхал все закоулки и нигде долго не задерживался. Только букет разнообразных вкусных запахов, ударивший из дверей камбуза, заставил его застыть на месте. Наверное, за всю свою собачью жизнь, проведенную у гиляцкого чума, он не встречал таких приятных дверей. Сделав самую благонравную физиономию, чуть-чуть склонив на бок голову, он сел против камбуза и упивался ароматами. Тонкая струйка слюны повисла изо рта.

На Миижино счастье кок был в хорошем настроении и, увидев пса, заговорил: «Ну, что, пес? Как живешь?» Мишка подвинулся ближе, поднял морду и неожиданно пустил такую трель, что глаза кока засияли от удовольствия. «Э! Да ты и петь умеешь! А ну, еще! Ну! Ну! Смелее!» И Мишка снова протяжно воет, высоко задрав голову. Он уже наполовину в камбузе и над ним склонились умиленные физиономии кока и его помощников. Еще одно тремоло, и жирный кусок говядины исчезает со стола. С этого дня Мишка становится фаворитом камбуза, развлекает его обитателей и получает в награду вкусные куски и кости. Он настолько освоился, что, видя двери закрытыми, становился на задние лапы и выл, пока из заветной двери не появлялась рука с куском мяса.

Сегодня я перепробовал многих собак, наконец, запряг его вперед. Через полчаса он понял, что от него требуется, и лучше других стал реагировать на команду. Правда, несколько раз он начинал капризничать и казался глухим, но тут приходил на помощь кнут и возвращал Мишке .слух и понятливость. Работает Мишка с прохладцей, из лямки не лезет, несет ее- бережно, словно боится порвать. В общем «парень» с умом.

' , - ? •

9 сентябрян

После обеда запрягли две упряжки собак. Я — •восточносибирскую цугом, Журавлев с Урванце-вьш — новозсмельскую или гренландскую — веером. У нас идут споры, какую упряжку предпочесть. Я привык к восточносибирской и совершенно не имею опыта с гренландской. Журавлев первый раз видит восточносибирскую и крепко держится своей. Урванцев вообще не знает собачьей езды и разбирает достоинства и недостатки, не решаясь пока предпочесть ни ту, ни другую.

Восточно-сибирские собаки пристегиваются попарно к одному ремню, проходящему посредине всей упряжки, и бегу г пара за парой. Управление произ-» водится только подачей команды, а остановка тормозом — колом с железным наконечником или спицей. Чтобы остановить упряжку, седок ставит тормоз впереди второго копыла, упирает его в снег и нажимает назад. При этой езде должен быть понятливый, хорошо выдресированный передовик.

В гренландской упряжке каждая собака имеет свой ремень — постромки, заканчивающиеся лямкой-ошейником. Кроме этого на всех собак поверх лямки "надевают особые ошейники, скрепленные одной общей цепью, которая не дает собакам разбегаться в стороны. Передовиком считается собака, идущая сбоку. Для управления к ошейнику передовика прикреплена вожжа. Тормозом служит не короткий (в 1,5 метра), а длинный кол не менее 3 метров, им пользуются и для понуканья собак и для распутывания постромок на ходу. Таким тормозом

пользуются исключительно на европейском севере, поизаимствовав его из оленьей упряжки.

Гренландские эскимосы, запрягая собак веером, для понукания и управления обычно пользуются кнутом. Каждая собака находится близко от человека, а ленивая тут же получаст щелчок, которым не всегда можно наградить лентяя в восточносибирской упряжке. Но когда на пути .встречается уброд — мягкий, рыхлый снег, то передовики пробивают путь, выполняя самую тяжелую работу, остальные собаки идут по готовому пути. В упряжке веером каждой собаке приходится самостоятельно пробивать дорогу, они устают скорее. Но это преимущество восточносибирской упряжки в высоких широтах Арктики часто сводится на-нет. Снег весной, когда обычно проходят санные экскурсии, здесь очень крепок.

Наши собаки, приобретенные на Охотском побережье, приучены к дуговой упряжке, и тщетны все старания Журавлева 'переучить их.

10 сентября

Ветер, вегер! Слабый, но достаточный, «чтобы помешать промыслу. До обеда редкая облачность. Иногда проглядывает солнце — оно бледножелтое, и можно, не напрягая глаз, глядеть на него.

Я с сегодняшнего дня начал неделю кулинарии, у нас нет специального повара, и поварами и хлебопеками мы будем поочередно. Сегодня утром я угостил товарищей яичницей и кофе, на обед нажарил котлет из медвежатины. Едят и похваливают. А так как я не гостеприимная хозяйка, а они не любезные, воспитанные гости, то я имею право думать, что их похвалы искренни. Это мясо не первый раз появляется на нашем столе, и тарелки, как правило, убираются пустыми

Я рад, что все товарищи так охотно едят медвежье мясо, у нас всегда будет свежая, здоровая и вкусная пища. Журавлев перед сумерками, пользуясь непродолжительным затишьем, вышел к воде с карабином. Когда я подошел к нему, невдалеке над водой показалась нерпичья голова. Охотник 'Замер, беря прицел, и выстрелил. Нерпа хлеснула водой и скрылась. Промах возмутил стрелка, и свое возмущение он излил на скрывшейся нерпе: «Жить умеешь», — ворчал Журавлев. Нерпа оказалась действительно «умеющей жить» и больше не вышла.

12 сентября

Метель. Ветер свистит и завывает. Он как будто выбирает наиболее больное место, в которое надо ударить. Утром он хватил с запада, потом с такой же стремительностью подул с северо-востока, а к вечеру бросал целые тучи снега уже с северо-запада. Море вздыбилось высокими пенистыми волнами. В проливе — относительное спокойствие.

Днем неожиданно появился морж. Урванцев принял его за зайца, стрелял, но промахнулся. Журавлев в отчаянии, видя, что морж больше не подойдет к берегу. До сих пор наличие моржа в нашем районе было под сомнением.

Я, разбирая вещи, нашел пачку «свежих» газет (за первую половину июля), увлекся «новостями» и просидел далеко за полночь. Товарищи спят, пора и мне...

13 сентября

Добыл три экземпляра розовых чаек, снова появившихся в большом количестве. Целый день сильная метель, в море волнение. Льдов нет, кроме редких мелких обломков, торосов и айсбергов. С поворотом ветра волнение с моря стало проникать в пролив и разламывать лед. К вечеру ледяной покров пролива разломало почти на километр. Если не стихнет ветер или не подойдут льды, через сутки-двое мы окажемся отрезанными на своем