Техника - молодёжи 1936-01, страница 24

Техника - молодёжи 1936-01, страница 24

Два массивных крюка подъемного крана легко подымают стальной ковш, в котором вмещаются тысячи пудов расплавленного металла.

После заправки, когда печь подготовлена, ее заваливают шихтой. Мы еще вернемся к этому, а пока скажем, что помыслы Дегтярева были направлены на то, чтобы всячески ускорить время расплавления шихты в мартене.

Под печыо № 13 стоят вентиляторы. Вдувая воздух, они создают более высокие температуры в печи, чтобы лучше и быстрее сгорало топливо.

Вентиляторы почти бездействовали. Кое-кто утверждал, что слишком высокие температуры вредны для здоровья мартена. Другие рассуждали более просто: «... и без вентилятора сталь давали».

Дегтярев попробовал: вентиляторьг были пущены в ХОД- В мартен стали насильственно вдувать воздух, и это «принудительное дутье» резко усилило тепловую работу печи. Вентиляторы подарили новых 3 миллиона калорий тепла в час, и это было еще одним вкладом сталеваров в хранилище высоких температур.

Найдя три миллиона и пустив их в дело, Дегтярев не успокоился. Не только вентиляторы решали задачу. Все свое внимание Дегтярев переключил на весь комплекс теплового режима, по-прежнему преследуя одну цель — держать температуру, дать тепло, сократить до минимума холодные промежутки.

Газы питают печь теплом. Газы-—топливо мартена. Весь завод опоясывают два гигантских трубопровода, по которым идут газы от доменных и коксовальных печей. В мартеновской печи 22 эти газы используются своеобразно и очень

остроумно. Представитель домен,' доменный газ, (вместе с посланцем коксовальных печей попадает в регенератор. Регенератор состоит из гигантских похожих на пчелиные соты клеток, выложенных огнеупорным кирпичом. Эти кирпичи, «насадка», встречают холодные газы огромной температурой.

Насыщенные тысячеградусным жаром кирпичи регенератора отдают большую часть своего тепла пришельцам из газопровода, и подогретые газы устремляются з печь.

Мартен имеет две пары регенераторов, соединенных клапанным устройством. Газ из трубопровода, повинуясь механизмам, поочередно проходит в печь то через один, то через другой регенератор. В одном из них газ отбирает теплоту у насадки, идет в печь, сгорает и в виде сильно нагретых дымовых газов уходит через другой регенератор, кирпичи которого успели остыть. Здесь газы вновь накаляют насадку, с тем чтобы новые холодные газы могли набраться тепла. Чтобы дать время насадке нагреться, сталевары не сразу выпускают дымовые газы в атмосферу. Путь им преграждает металлическая заслонка — шибер. Подымая заслонку выше или ниже, сталевар либо пропускает газы несколько быстрее, либо задерживает их в сотах регенератора.

Газы поступают из печи непрерывно и нагревают насадку с огромной быстротой. Сталевар смотрит на контрольные приборы. Температура в регенераторе растет с большой скоростью: 1000°..., 1200° ..., 1300°..., больше ждать нельзя. Кирпич насадки чрезмерно раскален, дальнейшее пребывание газов грозит аварией, и сталевар перекрывает клапан. Он перебрасывает газы в другой регенератор, в котором тем временем сырые газы уже успели отобрать тепло у кирпичей регенератора.

Этот момент переброски газов один из тех неизбежных промежутков, когда резко падает тепловой режим печи. Переключение регенераторов отнимает всего минуту-полторы, но за это время полностью прекращается подача горючего. Печь стоит.

Через каждые 5—6 минут сталевар вынужден заниматься переброской нагретых до предела газов Из одной регенератора в другой, и этот момент дорого обходится производственному процессу. Минуты перерастают в часы непроизводительного времени.

Дегтярев, думая о высоких температурах, стал внимательно относиться к шиберу. До этого он и другие рабочие мало внимания обращали на шибер. Они боялись перегреть насадку и не заботились о том, чтобы сократить холодные промежутки. Дегтярев стал регулировать шибером, и переброску газов производили уже не через 5, а через 15 и даже больше минут. Сократились холодные промежутки.