Техника - молодёжи 1936-01, страница 47

Техника - молодёжи 1936-01, страница 47

В. РЕУТ

В химической промышленности ббльшая часть технологических процессов протекает скрыто от глаз человека, в недрах зачастую сложнейших аппаратов. Именно поэтому в химии скрытые производственные резервы чрезвычайно велики. Обнаруживать дополнительные источники производственной мощности, поднимать производительность труда на химических предприятиях могут только люди, правильно организовавшие свой труд if овладевшие техникой своего дела настолько, что они становятся не просто наблюдателями за работой аппаратов, но разумными руководителями технологических процессов, способными управлять технологией, а в некоторых случаях интенсифицировать, т. е. ускорять течение химических реакций. Только эти люди могут по праву с гордостью носить имя стахановцев химической промышленности.

Эта специфичность химии выдвигает в качестве ведущей фигуры в развитии стахановского движения в первую очередь инженера. И мы имеем уже немало блестящих примеров, показывающих, «его могут добиться партийные и непартийные большевики, овладевшие техникой своего дела.

Когда деревенский восемнадцатилетний парень Василий Шаров пришел на заработки в Москву, он растерялся. Москва приняла Василия очень холодно, даже сурово. Около года Шаров работал ломовым извозчиком, затем лет семь — дворником и истопником. Жажда знаний заставила его пойти на учебу. Работая, он учился на рабфаке и в вузе. В 1932 г: окончил институт.

В 1934 г. Шаров был назначен начальником контактного сернокислотного цеха на Дорогомиловском химическом заводе. Здесь ему предстояло сделать многое. Цех работал из рук вон плохо и за четыре года своего существования ни разу не мог достигнуть проектной мощности — 2 тысячи тонн серной кислоты в месяц.

Работу цеха тормозило дробильное отделение,

где дробился кусковой серный колчедан. Электромоторы, приводившие в движение дробильную аппаратуру, забивались колчеданной пылью и быстро выходили из строя, заставляя простаивать все - отделение. Сама дробилка была установлена низко, и угол наклона «течки», по которой скатывался дробленый колчедан, был очень мал. Вследствие этого колчедан, не успевая быстро проходить «течку», заполнял ее и забивал дробилку, снова обрекая отделение на простой.

Из -за скверной работы дробильного отделения с недогрузом работали и механические печи, в которых сжигается серный колчедан и получается таким образом сернистый газ для производства серной кислоты.

Шаров решил в первую очередь переоборудовать дробильное отделение. Моторы он вынес за пределы досягаемости пыли, и они стали работать безаварийно. Дробилку приподнял настолько, что дробленый колчедан стал скатываться по «течке» совершенно свободно. Вместо цепных элеваторов для транспортирования дробленого колчедана, требовавших частых и длительных'ремонтов, он применил ковшевые элеваторы, на «верблюжьих» лентах, — легкие бесшумные и очень прочные.

Результат не замедлил сказаться: производительность дробильного отделения возросла.

Когда дробильное отделение стало работать хорошо, то выяснилось, что теперь производительность цеха лимитируется уже недостатками в работе печного отделения. Здесь до последнего времени считалось нормальным то, что через каждые 4 месяца печь обязательно нужно ремонтировать. Дело в том, что в качестве сырья цех употребляет не только кусковой колчедан, но и флотационные «хвЪсты» — отходы обогатительных фабрик цветной металлургии. • Эти флото-хвосты представляют собою тонкоразмолотую руду (серный колчедан) с содержанием влаги в разных случаях от 6 до 12 процентов (если они