Техника - молодёжи 1936-06, страница 6

Техника - молодёжи 1936-06, страница 6

рефлексом, проходящим через продолговатый мозг, где находится центр слюноотделения.

Эти работы относились еще к физиологии пищеварительного аппарата. Но в начале нашего столетия было замечено, что слюна выделяется из фистулы и попадает в стеклянные цилиндрики не только тогда, когда пища попадает в рот. Даж>в том случае, когда пищу только показывают животному или производят какие-нибудь шумы, связанные с приготовлением пищи, у животных начинается выделение слюны. Более близкое знакомство с этим явлением убедило, что очень далекие признаки пищи, как, например, даже шорох служителя, разрезающего мясо в соседней комнате, уже были способны- вызвать слюноотделительный процесс.

Этот Факт в обыденной жизни давно был известен и получил название «психического» слюноотделения. Никакого научного анализа по этому поводу ;не было сделано. Потому, по сути дела академик Павлов впервые подошел с физиологическим объяснением к этому процессу. Он остро поставил вопрос о том, что мы в этом случае имеем не психическое слюноотделение, а такое же рефлекторное, как и при попадании пищи в полость рта. Все дело лишь в том, что этот рефлекс при шорохе в соседней комнате или при появлении служителя, который обычно подает пищу, проходит от нервных окончаний полости рта не через продолговатый мозг, а приходит к продолговатому мозгу через органы чувств — глаз и ухо — и через кору больших полушарий головного мозга, т. е. через самый высший отдел центральной нервной системы. Вот эта идея о рефлексе через кору головного мозга и явилась революционной идеей, которая в корне изменила отношение ученых к так называемым психическим явлениям слюноотделения.

Для каждой новой области наиболее ценным и плодотворным является хорошо выбранная методика работы. Перед академиком Павловым стоял вопрос, как методически и технически оформить идею, которая возникла у него на основании лабораторных наблюдений психического слюноотделения? Дальше он рассуждал следующим образом: если шорох при приготовлении пищи в соседней комнате может возбуждать у животного слюноотделение, то, очевидно, и всякий другой звук, искусственно .присоединяемый к даче пищи, может послужить стимулом для слюноотделения. Поэтому в лаборатории стали, прежде чем кормить .собаку, давать ей различные сигналы— звонок, стук метронома, бульканье и т. п. После этих сигналов через несколько секунд (15—30) собаке подавалась пища. Оказалось, что эти искусственные сигналы,- присоединяемые к кормлению, также могут после нескольких совпадений с едой вызывать слюноотделение. После того как ns3 15—20 перед кормлением звонил звонок, достаточно было потом одного звонка, чтобы животное начинало облизываться, вилять хвосгом и выделять в большом количестве слюну Точно так же оказалось, что если производить регуляпно вспыхивание лампочки за 15 секунд до ^ды, то через несколько времени одно вспыхивание уже способно привести ко всем описанным явлениям слюноотделения и облизы-4 вания. Вот это явление в ответ на искусственный

\

раздражитель и было названо академиком Павловым «условным рефлексом».

Это сочетание постоянного раздражителя с едой и послужило методическим приемом для изучения высшей нервной деятельности.

Почему этот рефлекс назван условным? Название его до некоторой степени зависело от того, что покойный Иван Петрович не любил новых иностранных слов, а старался, поскольку это возможно, объяснять научные явления простым русским языком, отражающим действительно факты. Так как появление этого нового рефлекса требовало соблюдения ряда необходимых условий — обязательное пережевывание, постоянные сигналы к еде, — то вот эти) условия и определили собой название' «условного» рефлекса. Условный рефлекс может быть получен только при соблюдении ряда условий.

Это название было дано в отличие от того рефлекса, который был описан в начале статьи и который связан с попаданием пищи в рот. Раз пища попала в полость рта, то слюноотделение необходимо возникает пои этом или, как выражался академик Павлов, безусловно возникает, и отсюда название этого рефлекса — «безусловный» рефлекс. В то время как этот безусловный рефлекс является врожденным, с которым организм появляется на свет, второй рефлекс — условный — в каждый отдельный момент может вырабатываться заново, может уничтожаться, изменяться в своем проявлении. Словом, в то время как безусловный рефлекс является показателем постоянства нервных функций, условный рефлекс является показателем их изменчивости, или, как говорят, лабильности, т. е. подвижности нервных процессов. На этом и было основано подразделение, сделанное академиком Павловым, всех рефлексов на безусловные и условные. Первые являются врожденными, а вторые приобретенными в жизни.

Учение об условных и безусловных рефлексах произвело целый переворот во взглядах на работу головного мозга. Этим учением были вскрыты основные закономерности, с помощью которых мозг позволяет животным тонко приспосабливать свое поведение к окружающей обстановке. Если животное рождается с запасом определенных безусловных рефлексов, как, например, сосательный, мигательный, чихательный и т. д., то постоянное его. созревание приводит к тому, что кора головного мозга организует уже деятельность на основе другого принципа, именно выработки новых отношений к внешнему миру. Все, что у животного является наиболее совершенным в его отношении к окружающей обстановке, все этб связано с приобретением после рождения новых нервных отношений, новых нервных процессов по принципу условного рефлекса.

Отсюда совершенно очевидно то огромное значение теории условных рефлексов, которое она сейчас же получила для всей науки о мозге. Многие факты, которые раньше пытались объяснить с точки зрения психологии, получили довольно четкое объяснение на основании физиологических экспериментов академика Павлова. Так например, если ребенок никогда не испытал обжигающего действия огня, то он будет тянуться ручонкой к показанной ему спичке; если, же он дотронулся до пламени и получил, таким образом,