Техника - молодёжи 1936-06, страница 7

Техника - молодёжи 1936-06, страница 7

сильное болезненное раздражение, то, естественно, он с криком отдернет ручонку и скорее всего заплачет. Опыт показывает, что после этого поднесенная к нему спичка вызывает как раз обратное отношение — ребенок убирает руку и сильно плачет. Это значит, что достаточно было один раз подкрепить внешний вид огня его обжигающим действием, чтобы в центральной нервной системе ребенка образовалась новая нервная связь, т. е. чтобы выработался, как говорят физиологи, оборонительно-условный рефлекс. Эта теория Павлова была перенесена на объяснение целого ряда жизненных явлений, и, таким образом, многое из непонятного и относимого ранее в область психологических явлений получило физиологическое толкование.

Дальнейшая работа школы академика Павлова касалась изучения основных законов образования условных рефлексов и применения всех добытых результатов к объяснению сложнейших процес-_ сов нервной деятельности. За 35 лет существования теории условных рефлексов она настолько расширила свое влияние, что редкая область физиологии не получила теперь толчка к новому развитию. В настоящее время теория условных рефлексов широко применяется в области изучения, например, педагогических процессов. Целый ряд учеников Ивана Петровича Павлова перенес теорию условных рефлексов на изучение детей раннего и школьного возраста (проф. Иванов-Смоленский, проф. Красногорский и др.). Работы в этом направлении дали возможность вскрыть основные . закономерности нервной деятельности у детей, главным образом, с точки зрения ее качественного отличия от нервной деятельности животных (собак).

Особенно широко учение об условных рефлексах стало применяться в области нервных и психических заболеваний. Иван Петрович Павлов является первым из ученых в области физиологии нервной деятельности, который теоретические изыскания в своей лаборатории тесно связал с их практическим применением. С этой целью он организовал в 1926 г. при своей лаборатории две клиники — нервную и психиатрическую. Шаг за шагом применял он точный физиологический анализ там, где раньше господствовали фантазия и робкие неуверенные искания. Если ранцше психиатр при определении душевных заболеваний прибегал, главным образом, к туманным объяснениям, которые уже не удовлетворяли другого психиатра, то академик Павлов пытался подвести фундаментальные физиологические механизмы под основные нарушения нервной деятельности, и надо сказать, что это во многих случаях ему удавалось.

Благодаря этому вмешательству был понят целый ряд нервных заболеваний, было разработано учение об экспериментальном неврозе и о столкновении в коре мозга отдельных нервных процессов. Это учение стало применяться к человеческим неврозам. Павловым были написаны специальные книги об истерии И других душевных заболеваниях. Им было разработано точное действие брома на центральную нервную систему, и результаты этих исследований были успешно применены к лечению нервных больных. Было показано, что те дозы брома, которые обычно прописываются врачами-практиками, яв-

СХЕМА УСЛОВНОГО РЕШЛЕКСА Г.—Глаз, на который действует раздражитель. О—оптический центр в коре головного мозга. Я—продолговатый мозг. Ж—слюнная железа. Я— язык с отходящими от него нервами,

Стрелками показан ход возбуждения в безусловном рефлексе при еде. Когда во время кормления зажигается лампочка, раздражающая через глаз оптический центр, между О и Я образуется замыкание X, которое вместе с другими частями создает картину условного рефлекса.

ляются слишком большими и ненужными для положительного действия. Положительное действие может развиваться и при очень малой дозе брома, но применяемой систематически. Так например, некоторые эскпериментальные неврозы у собак были излечены систематическим применением нескольких миллиграммов брома в день. Эту теорию академика Павлова о малых дозах брома один английский психиатр, д-р Крэйг, применял на детях. Оказалось, что процент невротических заболеваний у этих детей в дальнейшей их жизни значительно был снижен.

Трудно обрисовать все те области, в которых учение об условных рефлексах успешно применяется в настоящее время. Можно только сказать, что если и дальнейшее углубление после смерти академика Павлова теории условных рефлексов будет проходить столь же успешно, как оно проходило при непосредственном руководстве Ивана Петровича, советская физиология и все практические области, которые сближаются с нервной физиологией (психиатрическая клиника, нервная клиника, педагогика, дрессировка и т. д.), получат сильнейший стимул для своего теоретическо-: го и практического развития.