Техника - молодёжи 1936-08, страница 15

Техника - молодёжи 1936-08, страница 15

ЕВГ. СИМОНОВ

ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ ЗВУКА

Человек подходит к столу, поднимает перед собой обе руки и делает -почти неуловимое движение ладонью: в воздухе возникает легкий свист. Но йн мгновенно пропадает, и вы с удивлением слышите звуки необычайной музыки. Она похожа на приятный певучий голос, а может быть, на какой-то музыкальный инструмент. Вы сами затрудняетесь определить, что это, вы еще не слыхали ни в одном оркестре, ни на одном концерте таких звучаний.

Вы недоверчиво оглядываетесь... Особенно удивляет вас поведение того, кто вызвал эти звуки. Он стоит; протянув в пространство руки, и производит ими какие-то жесты, похожие на движения дирижера, управляющего большим оркестром. Но тде же этот невидимый оркестр? Его здесь нет. Вглядевшись в колебания ладоней таинственного дирижера, вы замечаегй, что он не дирижирует. Нет, скорее его ладони играют на невидимых клавишах, как-будто висящих в воздухе. Вся его фигура и особенно движения рук напоминают нам пассы эстрадного гипнотизера.

Может быть, происхоясдение таинственной музыки нам объяснит, наконец, ее источник. Так и есть. На столике—обыкновенный радиоприемник, на приемнике необычная деталь — два вертикальных медных прутика. Перед нами электроинструмент; его звук не произведен физическим усилием человека, никто не дует в мундштук трубы и не нажимает на клавиши. Звук в этом инструменте создает электроток, чутко реагирующий на движения руки человека. Техник пришел здесь на помощь музыканту, радио и электричество создали новые звучания, новый тип музыкального инструмента.

С детства мы свыклись со знакомыми нам скрипкой, роялем, гармоникой, и нам кажется, что

они и родились такими на свет. Лишь изредка а книгах о древних греках или средних веках мы встречаем музыкальные инструменты, которые в нашем сегодняшнем оркестре показались бы ископаемыми динозаврами, затесавшимися в стадо колхоза. А ведь все эти «ископаемые» музыкального царства —различные лиры, кимвалы, клавикорды — жили задолго до наших кларнетов и фаготов, являясь предками нынешних инструментов.

На стыке XVII—XVIII веков появляется Иоганн-Себастьян Бах. Нам его музыка кажется теперь несколько наивной и старомодной, но двести лет назад Бах, представитель городских буржуа, как революционер вторгся в музыкальное царство, где хозяйничали церковь и дворянство. Бах вносил новые звучания в музыку и своими руками строил новые, инструменты, тот фундамент, на котором подымалось здание новой музыкальной культуры. Бах гравировал трубы для нового органа, изобретал смычковые инструменты, конструировал клавесины — бабушку нашего рояля.

За двести лет, прошедших после работ Баха, инструменты существенно не изменились, хотя композиторы нередко искали новых средств для выражения своих музыкальных произведений. Уже Бетховен жаловался, что ему тесен современный оркестр, что для его музыки нужны новые краски, новые звуковые возможности. Скрябин — беспокойный и очень красочный композитор — говорил, что он внутренним слухом ощущает звуки, которые лежат в промежутках между звуками нашего 12-ступенного .инструмента. Скрябин даже просил фабриканта роялей Диде-рихса создать новую модель рояля.

Элсктромузыка, с которой мы только что познакомились, по своему возрасту >еще подросток,— ей всего 15 лет, и к ней нельзя подходить,