Техника - молодёжи 1936-08, страница 17представлял собой лапту, под которой (находились контакты, замыкавшиеся при нажиме на ленту. А последний экземпляр Термена уже представляет собой мощный инструмент, с котораш выступает знаменитый филадельфийский оркестр под управлением Леопольда Стоковского. Мощность инструмента 100 ватт (это равно мощности репродуктора кино Зеленого театра), он подает звук на 12 репродукторов и может один перекрыть симфонический оркестр. Работает от любого мощного радиоузла. Выше было сказано о характерном свойстве электроинструментов: они играют, не требуя расхода физической силы человека; если он и тратит какую-то физическую энергию, то она совершенно ничтожна по сравнению с той, которую затрачивают на удар ло клавишам рояля пианист или скрипач—на работу смычком. Недаром у музыкантов нередко бывают «переигранные» руки, которые теряют силу и гибкость из-за чрезмерной физической нагрузки. В электроинструменте всю физическую работу выполняет электричество, и такой инструмент по сравнению с обычным гораздо послушнее « легче в управлении. Другое преимущество электромузыкальных инструментов — неограниченный диапазон по высоте звука. Здесь с ними могут конкурировать только самые большие по размерам инструменты, как рояль и орган. Уже на скрипке умещается только четыре октавы звучаний; если надо дать звук ниже, вступает в ход виолончель, но и она имеет свой предел, и, если в оркестр должен вступить басовый голос, на помощь скрипкам и виолончелям идет контрабас. На деке или на грифе небольшого электроинструмента можно разместить всю доступную для нашего уха гамму звуков. Без всякого напряжения музыканта электроинструмент дает требуемую силу звука. Простая регулировка усиления дает нужную' громкость от нежного «пиано» 'до такого «форте», которым электроинструмент шутя заполняет своими звуками любую площадь, во много раз перекрывая сильнейшее, «фортиссимо» большого оркестра. Следующая особенность — тембр, .та окраска, тот собственный голос, который создает любому музыкальному инструменту призвуки, вливающиеся в его основной тон. Дека скрипки, гортань человека— это те резонаторные устройства, которые усиливают звук и, отвечая своими колебаниями на определенные полосы частот, созданных смычком или голосом вносят в них добавочные звуки. В своей сумме основной звук и его помощники складываются в тембр—тот характерный голос, по которому мы отличаем флейту от кларнета, Собинова от Козловского. Тембр — это характер, лицо инструмента. Одна и та же нота «до», взятая на скрипке или гобое, прозвучит по-разному. Электроинструмент моментально меняет тембры. Достаточно будет переключить электрическую цепь, и инструмент, который только что напоминал скрипку, запоет человеческим голосом или будет звучать, как рояль. Больше того, в электромузыке появляются свои мичуринцы, вроде. Янковского, который привил голос волторны К голосу гобоя и работал над инструментом, поющим голосом Шаляпина. Простое изменение цепи из емкости самоиндукции меняет настройку электроколебательных кон- Аргпист К. И. Ковальский играет на терменвоксе. -Правой рукой он управляет высотой звука, левой — регулирует на невидимой педале силу звука. туров, вызывая этим изменение частоты резонансных областей. Эти контуры, окрашивающие звук и придающие ему желаемый тембр, называются, по терминологии электромузыки, «формантными контурами». Большую роль в электромузыке играет разрешение проблемы «устанавливающихся процессов». Поясним это примером из практики немецкого исследователя Бахгауза. Он поместил свою опытную установку в двух комнатах: в студии находился микрофон, исполнитель — скрипач — и передающая аппаратура, во второй комнате — громкоговоритель с микрофоном и группа музыкантов, которым предлагалось угадать, на каком инструменте извлек звук скрипач (сидевшие не знали, что в студии играют на скрипке). По сигналу скрипач в продолжение секунды тянул одну ноту, и лица, слушавшие ее через громкоговоритель, единогласно называли скрипку. Опыт усложнили. Скрипач начинал опять ту же ноту, но микрофон включали только через х4 секунды после первого звука. Теперь ни один из опытных профессионалов-оркестрантов не смог назвать инструмента, даже скрипачи не узнали скрипку. В чем дело? Наше ухо приучено к определенной последовательности звука той же скрипки, а по своему характеру начало звука отличается от его середины или конца, хотя бы они измерялись долями секунды. Не получив начального звука скрипки, музыканты, услышав звук без начала, не могли уже угадать инструмента. Электроинструмент обладает очень ровным, слишком ровным, и устойчивым звуком одного тона 'От начала до конца взятой ноты, и это оказалось тем дефектом, с которым сейчас борются конструкторы. Звук электрического термена или сонара слишком холоден, неподвижен, мертв, но предварительные данное. указывают на то, что удастся найти средства для того, чтобы звук
|