Техника - молодёжи 1936-08, страница 16В электроинструменте всю физическую работу выполняет электричество. На верхнем снимке — музыкант, играющий на электрогитаре; внизу — провод, по которому проходит электричество к струнам гитары. как к чему-то зрелому и устойчивому, технически завершенному; она еще растет, и в ней особенно интересно слияние техники с искусством, тесное содружество конструктора с музыкантом. Родина электромузыки — Советский союз. Здесь в 1920—1921 годах создали свои первые электооин-струменты физик Тер мен .и радиоинженер Гуроз. Родилась электромузыка почти одновременно с джазом, в котором поиски новой музыки выродились в извращенные механические ритмы, в кваканье и кряканье. Недаром для джаза была написана соната, где флейта исполняла «соло» с приму сом (!) Первые электроинструменты, созданные в Ленинграде независимо друг от друга Терменом и Гуровым, основывались на звуковых колебаниях, полученных с помощью биений. От двух генераторов высокой частоты электроколебания поступают на детекторное устройство. Если эти колебания разнятся между собой не меньше, чем на 16 терц (периодов в секунду), и не больше, чем на 15 ООО герц, то после детектора получается электроколебания звуковой частоты. Эти колебания попадают в усилитель, и звук-музыка через репродуктор выходит к слушателям. В начале описания мы говорили о непонятных движениях человека, играющего на электроинструменте. Двигая ладонью, он управляет правой рукой высотой звука, левой рукой регулирует на невидимой педали силу звука, его громкость. Два медных прутика — антенна, которая воспринимает движения руки. Пока рука неподвижна, ин струмент только генерирует, посвистывая, как настраиваемый радиоприемник, когда же исполнитель вибрирует, шевелит пальцами, звук приобретает густоту, становится приятным на слух. Меняя расстояние между рукой и антенной, исполнитель увеличивает или уменьшает емкость между антенной и землей (в этом случае заземление— сам человек). Если исполнитель отвел руку дальше от антенны, этим он уменьшил емкость одного из колебательных контуров высокой ча- i стоты. Изменение расстояния между рукой и антенной меняет параметры (показатели, данные) электрической схемы, это в свою очередь изменяет высоту звука. Левая рука проделывает такое же движение, но в результате его музыка звучит громче или тише. Удаление или приближение руки отражается здесь на емкости, а это влияет на схему, в которой меняется накал электронной лампочки. Такова механика работы первых радиоинструментов. Выступая с ними, Л. Термен и особенно К. И. Ковальский, игравший лучше Термена, пользовались большим . успехом. В самом деле: небольшой по размерам инструмент своим мощным звуком покрывал любую аудиторию. Большой новостью было и то, что музыкант играл на инструменте, не касаясь его руками, как-будто в действительности гипнотизируя на расстоянии свой ящик, который исполнял приказы артиста. Впрочем, этот эффектный, на первый взгляд, прием и был самым уязвимым местом схемы. Исполнитель должен был выработать невиданную точность: остановив ладонь на миллиметр ближе, чем нужно, артист вызывал фальшивый звук. А как можно было запомнить расположение невидимой клавиатуры? Была и другая беда. Артист не мог извлечь один звук отдельно от другого: чтобы добраться до условной клавиши «ля», надо было по пути к ней проехать по воздуху всю гамму звуков. Это влекло за собой постоянный фон, какое-то легкое подвывание, сопутствовавшее электромузыке. Пришлось отказаться от «воздушного» управления и построить гриф для изменения высоты, педаль— для регулирования силы звука. Гриф
|