Юный техник - для умелых рук 1973-03, страница 5. "* " - Г. ~ .-Г, Ж мата ла*юраторШ*" ^ Банджо, как и гитара, может не только исполнять роль сольного инструмента, но и входить в состав opiестра, использоваться для аккомпанемента. Мы рассказываем сегодня о том, как сделать своими руками электронное банджо. Схема его с небольшими изменениями может быть использована и для создания других музыкальных инструментов. Электронное банджо — устройство, в котором источником звука служит генератор, собранный по схеме симметричного мультивибратора на двух низкочастотных транзисторах Т1 и Т2 типа МП39-41. Основное изменение частоты выполняется регулируемым резистором RI, а дополнительное — R7. К выходу звукового генератора подключается однокаскадный усилитель мощности, собранный на транзисторе ТЗ типа МП39-41. Нагрузкой усилителя служит громкоговоритель Гр мощностью 0,1—0,5 вт, подключаемый через трансформатор Tpl. Детали звукового генератора и гром-коюворитель Гр с трансформатором Tpl помещаются в самодельном корпусе, сделанном в виде банджо. Крепятся детали на верхней стенке (деке) корпуса. Динамик укрепляется напротив отверстия, которое нужно соответственно расширить и затянуть тонкой материей. Ось регулируемого резистора выводится на деке ниже или выше громкоговорителя. На оси этого резистора укреп ляется ручка-рыча! из органического стекла нли другого материала, которая скользит по рисунку клавиатуры пианино. Высоту звуков, создаваемых элек- 7>, Гг, Тз ~ МП39-41 тром) шкальным инструментом, можно изменять и подбором величины конденсаторов С1 и С2 при помоши кнопок Кн2—Кн5, дополнительно подключаемых параллельно конденсаторам С1 и С2. Чем меньше емкость конденсаторов, тем выше тональность звуков, чем больше емкость, тем тональность ниже. Конденсаторы подключаются при помощи дополнительных кнопок, устанавчивае-мых, как и резистор, на грифе инструмента. Здесь же укрепляется кнопка Кн1, заменяющая выключатель. Если у вас есть слух, научиться играть на таком инструменте легко. Начните с исполнения простых мелодий, затем переходите к более сложным. Во время игры одной рукой регулируется высота (частота) звука вращением оси переменного сопротивления, а второй рукой включается и выключается кнопка Кн1 и кнопки с фиксированным положением Кн2— Кн5. Чтобы добиться вибрации звука, оживляющей исполнение («вибрато»), обычно применяется дополнительный генератор. Но в нашей конструкции вибрато нетрудно получить легким колебанием ручки-рычага. Изменяя величины конденсаторов и сопротивлений схемы звукового генератора, можно собрать инструменты с различной тональностью, и тогда получится электромузыкальный квартет и даже оркестр. Ю. ВЕРХАЛО, Ленинград 5 |